Музейная педагогика как научная дисциплина

Страница 1

Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.

Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других видах образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этого исследования в подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:

1. Проблема изучения образовательной специфики музея. Решить ее - это, значит, ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят смысл музейного просвещения. Только последовательное выявление специфики, уважительное отношение самого музея к своим возможностям определяет, в конечном итоге, роль музея в общественном сознании.

2. Эффективность музейной коммуникации.

Не ответив на вопрос «что» и «как» воспринимают посетители, музею никогда не удастся преодолеть существующую диспропорцию между усилиями добиться того или иного эффекта и реальными результатами его воздействия на человека.

3. Изучение музейной аудитории.

Вопрос о том, «что» воспринимается, неотделим от вопроса «кто» воспринимает. Едва ли возможно грамотно осуществлять свою деятельность без четкого представления о том, к кому обращаешься, каковы особенности, ожидания, интересы тех людей, которые приходят в музей или игнорируют его.

4. Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.

Это направление имеет наибольшее практическое значение и развивается, учитывая знания о реальной или потенциальной аудиториях музея.

5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно- образовательной деятельности.

Музей вступает в контакт не только с посетителями. Он связан с самыми различными институтами культуры и образования. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учебными учреждениями, прежде всего со школами и детскими садами, а также учреждениями дополнительного образования, психолого-педагогическими центрами.

6. Изучение истории музейно- педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музеев.

Достижения современной отечественной музейной педагогики невозможны без знания идей и наработок наших предшественников. Решение столь сложных задач возможно лишь посредством исследований на базе общей педагогики, социологии и психологии. Таким образом, музейно- педагогические исследования носят интердисциплинарный характер, а результаты этих исследований обогащают как музееведение, так и педагогику.

В 1984 году при НИИ культуры был создан постоянно действующий Казахстанский семинар под руководством Е.Г. Муслимовой – «Музей и подрастающее поколение». На этот семинар, ставший хорошей школой по обмену уникальным опытом, собирались музейные работники из Казахстана, бывших союзных республик. От других семинаров он отличается, прежде всего тем, что на ряду с обсуждением взаимосвязей музея и школы, методов их работы, велась деятельность по созданию системы занятий. В результате был разработан системный подход, получивший широкое распространение и вошедший в историю музейно -педагогической мысли Казахстана как «музейный всеобуч», включающий циклы занятий с применением новых методик, приемов, активизирующих творческий потенциал ребенка. При ежегодных встречах в Алматы (в апреле 2007 года состоялся уже XXV семинар) участники знакомились, делились друг с другом опытом, имели возможность сравнить свою работу с работой коллег, выслушать рекомендации специалистов.

Страницы: 1 2 3

Анализ программ и технологий
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой ...

Развитие содержания понятия «гражданское воспитание» в педагогике 21 в
В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежа ...

Методика организации и проведения творческих соревнований на уроках информатики
В данном параграфе будут рассмотрена методика организации и проведения творческих соревнований на уроках информатики, приведен урок-соревнование, который можно провести в 9 классе средней школы. Одной из эффективных форм повышения качества обучения служат внеклассные мероприятия. Способствуя более ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru