— деятельностная часть включает деятельность учителя по воспитанию гражданских качеств средствами содержания курса и деятельность учащихся по созданию себя - гражданина.
Для успешного воспитания гражданских качеств средствами общественных дисциплин необходимо:
1) увеличение доли практикумов, разработанных на основе поисковых и продуктивных методов обучения. Такие занятия активизируют ученика, при этом он вовлекается в процесс самостоятельного поиска «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера;
2) усиление мотивации, осознание важности, а также целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;
3) увеличение социологических и диагностических методов в работе учителя.
Важную роль в гражданском становлении школьников имеет деятельность [12, 63].
Культивирование гражданственности в разных видах деятельности способствует его эффективности. К основным видам деятельности, имеющих значимое влияние на воспитание Гражданина, можно отнести: аудиторную, кружковую, краеведческую, поисково-исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественно-политическую.
Значимое место в гражданском воспитании занимает искусство, художественная деятельность учащихся. Воспитательный аспект их в гражданском воспитании очевиден. Цель не в том, чтобы обучить школьников художественному «ремеслу», а в том, чтобы дать образное видение мира, воспитать нравственные качества человека-гражданина.
Гражданское воспитание школьников в процессе обучения осуществляется через разнообразие методов. Творческим исполнением жизни называют игру. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры в гражданском воспитании: игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся, проявлению их гражданских качеств.
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения, воспитания гражданственности имеют много общего. Их воспитательный потенциал зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключённой в сюжетах игры; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения в процессе достижения успеха, проявления определённых гражданских качеств.
При организации любого мероприятия, направленного на воспитание тех или иных гражданских качеств, нужна чёткая его целенаправленность.
Кардинальной перестройки с целью решения задач гражданского воспитания требуют содержание и организация труда в школе. Труд — это жизнедеятельность человека в обществе. Труд школьника имеет особую значимость.
Эта значимость кроется в его воспитательном аспекте.
Неограниченные возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать себя как личность, проявить свои индивидуально-творческие способности, даёт уверенность ребёнку в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости. В этом плане можно указать на роль школьных музеев, музейно-краеведческую работу в целом. Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная музейно-краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям.
Основные тенденции развития алтайской национальной школы в
1946-1958 гг
Летом 1945 г. огромными усилиями педагогов и общественности был организован учет детей школьного возраста, сбор частных пожертвований и отчислений от заработной платы в областной фонд начального всеобуча. В 1946 – 1947 уч. г. Совет Министров и Министерство просвещения РСФСР на обеспечение общедосту ...
Методика работы по развитию пространственных представлений у дошкольников
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей дейс ...
Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка.
Средства реализации принципа наглядности
Роль наглядности в преподавании языка общепризнанна. Однако один из главных принципов обучения за последние годы претерпел серьезные изменения. Что же нового современная дидактика вносит в понимание наглядности? Какова методическая целесообразность этого нового подхода? В современной дидактике утве ...