Формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка. Но в этом случае большую роль играет авторитет родителей, которые могут передать любовь детям и жизненный опыт.
Неполная семья – отсутствие одного из родителей. Если в неполной семье женщина одна воспитывает сына, то снятие жизненных ориентиров с образца, в данном случае отца у ребенка западает и может вызвать проблемы в его воспитании, т.к. он все равно будет искать образец для подражания, например родственника, брата, тренера, учителя (в лучшем случае); в худшем случае – отрицательный персонаж или реальный человек.
Плюс ко всему ребенок строит семью по стереотипу своей семьи. Он учится социальной роли у мамы или папы в своей семье, если того или другого нет, то это затруднит создание своей семьи. Если женщина одна воспитывает девочку, то у неё (девочки) сложится стереотип семьи без мужа. Так же может сформироваться установка, что мужчины ненужные существа.
Сложная семья – патриархальные семьи, многопоколенные. Семьи с людьми трёх поколений и больше.
Сложная неполная семья – состоит из людей нескольких (например трёх) поколений людей; все из которых или хотя бы одно имеет неполную семью.
Механизмы воспитания в семье:
Поощрение определенного поведения ребёнка и наказание его за нарушение тех или иных правил, норм. (В семье закладывается определенная система норм.)
Механизм идентификации, подражания, ориентация ребенка на родительский пример.
Я рассмотрел некоторые аспекты современной теории семейного воспитания. Семейное воспитание состоит из:
1) воспитания ребенка в семье;
2) воспитания ребенка о «создании семьи»;
3) воспитания родителей – система работы с родителями.
Воспитание ребенка о «создании семьи»
В основном в этом плане семейное воспитание сводится к половому воспитанию детей.
Цель – помочь детям естественно расти и развиваться так, чтобы они могли подготовиться к супружеству и родительству.
Основной идеей семейного воспитания является обучение воздержанию. Например, концепция семейного воспитания, по мнению М. Станеки-Козвоски, сводится к следующим пяти утверждениям:
Подростки должны знать, что это не только нормально – сказать «нет» сексуальным отношениям до брака, но это и верный путь.
Подростки должны знать, почему стоит сказать «нет».
Подростки должны знать, как сказать «нет».
Подростки должны видеть преимущества, которые они получают, отказавшись от секса до брака.
Подросткам необходимы личностные примеры, личности, которые смогут стать для них образцами того, что целомудрие не только приемлемо, но также возможно и верно, чей авторитет они признают.
Воспитание родителей
Существует два понятия воспитания родителей:
В узком смысле – формальное сообщение родителям знания о воспитании детей.
В широком смысле – организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи.
Цель воспитания родителей:
Создание условий для благополучия, здоровья и счастья всей семьи, для дальнейшего развития отношений между членами семьи, основанных на их стремлении в общении между собой.
• Критерии
Таким образом, рассматривая аспекты семейного воспитания, можно выделить критерии изучения его теории.
В первую очередь необходимо рассмотреть семейное воспитание как:
1) Воспитание в семье (определение семьи, функция семьи, механизмы воспитания в семье, проблемы семей).
2) Воспитание «о создании семьи».
3) Воспитание родителей (какие методы использовать; что нужно знать родителям; для чего это нужно (что можно изменить)).
Поэтому современную концепцию семейного воспитания необходимо рассматривать со стороны:
Воспитания в семье.
Воспитания «о семье «.
Воспитания родителей.
Эти аспекты имеют довольно долгую историю своего существования и являются актуальными уже много лет. Они хорошо освещены в теориях различных педагогов, в частности В.А. Сухомлинского.
Что такое метод
«Метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов («словарь русского языка»).
«Метод» – путь или способ достижения поставленной цели.
«Метод воспитания»:
• Метод воспитания определяется целями и содержанием воспитания.
• Сущность методов воспитания – организация их с помощью деятельности школьников по освоению содержания воспитания для формирования свойств личности, соответствующих целям (цели – организовывать целенаправленную деятельность школьника).
Произведения М. Пришвина на уроках чтения как средство развития
познавательного интереса
При подготовке к свободному пересказу рассказа М. Пришвина "Ребята и утята" выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдил мальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейке счастливого п ...
Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся
старшего школьного возраста к исследовательской деятельности
До недавнего времени главным результатом обучения и воспитания детей считались усвоенные ЗУН. Однако социально-экономические преобразования в обществе происходят очень быстро и непредсказуемо. Современным детям приходится жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их родители. П ...
Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте выделяется 2 формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. [41 с-10] В первой половине дошкольного возраста (3–5 лет) появляется познавательная форма внеситуативного общения ребенка со взрослым. Он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Поэтому дете ...