Проблема «отцов и детей «во все времена, во все эпохи стояла особо остро. Взаимоотношениями поколений всегда интересовались педагоги, поэтому в современной теории воспитания существует раздел – семейное воспитание. В своей работе я хотел бы рассмотреть теорию современного семейного воспитания и найти взаимосвязи и решения различных проблем в концепции педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского.
Итак, цель моего исследования: выявить методы семейного воспитания в концепции В.А. Сухомлинского.
Для этого мне необходимо:
Рассмотреть современную теорию семейного воспитания.
Выявить критерии, по которым я буду рассматривать концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского.
Разобраться в понятии слова «метод».
Рассмотреть концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского по выделенным критериям.
Выявить методы семейного воспитания В.А. Сухомлинского.
Я считаю, что данная тема актуальна не только в наше время. Эта тема говорит сама за себя.
В настоящее время в России, как и везде в мире, идет интенсивный процесс деградации человеческих отношений; среди них можно отметить:
А) Кризис семьи (на каждые 100 браков приходится более 50 разводов).
Б) Остро стоит проблема безнравственности подрастающего поколения.
В) Увлечение алкоголем, никотином, наркотиками (в России – 2 млн. алкоголиков и 320 тыс. наркоманов; курят в нашей стране с 12 -14 лет – каждый пятый, с 15 лет – каждый второй).
Г) Рост преступности и насилия.
Д) Процессы расслоения общества (на нашей планете более 1,3 млрд. человек живут менее чем на доллар в день)
Все эти процессы, происходящие в обществе, мешают созданию настоящей семьи, семья – ячейка общества – «первичная ячейка человеческих отношений – хозяйственных, нравственных, духовно психологических эстетических».
Также можно сказать, что семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, психологической совместимостью и взаимоответственностью.
Семья должна выполнять следующие функции:
Генеративная функция – деторождение.
Психологической защиты.
Хозяйственно-бытовая функция – организация быта.
Воспитания и первичной социализации.
В настоящее время, как уже было сказано выше, на семью оказывают влияние различные факторы, например:
• Социально-культурный. Можно сказать, что это образование и укрепление культуры родителей, понимание необходимости и желания заниматься воспитанием детей.
Родители могут использовать различные стили воспитания, даже сами не замечая или даже не зная этого. Это и авторитарный стиль воспитания, и демократический и либеральный. Из общей теории воспитания известно, что авторитарный стиль может носить двоякий смысл, как положительный, так и отрицательный. В положительном смысле это воспитание на основе авторитета родителя, воспитателя, педагога; в отрицательном – строгость, требовательность, жесткость или даже агрессия человека, занимающегося воспитанием.
Демократический стиль – заключается в общении с детьми «на равных», т.е. как со взрослым; понимание позиции ребёнка, хорошее знание возрастных особенностей; использование различных методов, подходов к ребенку.
Либеральный стиль – его еще называют попустительский.
• Социально-экономический – говорит об имущественных характеристиках семьи. В настоящее время большинство родителей очень много времени вынуждены проводить на работе и вследствие этого меньше времени уделяют воспитанию своих детей.
• Технико-гигиенические условия. Это условия проживания ребенка в семье. Раньше одной из особенностей школьного учителя было посещение квартиры, дома, в котором проживал его ученик с целью изучения домашней обстановки: наличия места, для выполнения уроков, рабочего стола и т.д.
• Демографическая структура семьи. В наше время можно найти не менее 5 видов семей:
Нуклеарная семья – состоящая из мамы, отца и одного-двух детей.
Многодетная семья – мать, отец и три и более детей.
Минусы состоят в том, что это чаще всего малообеспеченные семьи и вследствие того у детей может развиваться девиантное поведение.
Положительные моменты заключаются в том, что многодетная семья – разновозрастное сообщество, отношения между детьми положительные, создаются условия для реализации потребности старших детей в опеке над младшими.
Социологические опросы
В нашей школе я проводила социологические опросы среди учащихся 4,5 и 7 классов. На основе данных опроса я сделала много выводов для себя. Некоторые из них я представлю в этом исследовании. Я попросила учащихся закончить предложение «Моя семья…», добавив к этому словосочетанию прилагательное, котор ...
Основные тенденции развития алтайской национальной школы в
1946-1958 гг
Летом 1945 г. огромными усилиями педагогов и общественности был организован учет детей школьного возраста, сбор частных пожертвований и отчислений от заработной платы в областной фонд начального всеобуча. В 1946 – 1947 уч. г. Совет Министров и Министерство просвещения РСФСР на обеспечение общедосту ...
Характеристика жанров сочинений и изложений
Сочинения как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. Жанры школьных сочинений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, н ...