Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении.
Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев полезна и для подготовки руки к письму. Особенно велика ее роль в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.
Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически, уделяя ей по 3 – 5 мин ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
При выполнении предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, согласованность и плановость их движений, развивается мелкая моторика и координация. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает интеллектуальное и психическое развитие.
Содержание обучения и воспитания.
• Учить детей выполнять:
– дифференцированные движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого;
– пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом (стихами), в соответствующей последовательности;
– правильно держать карандаш, фломастер.
• Проводить детям массаж.
3. Формирование элементов продуктивных видов деятельности
К продуктивной относятся изобразительная деятельность, конструирование и др. Данные занятия направлены на формирование соответствующих предпосылок: интереса к определенному виду деятельности, способов обследования предметов, зрительно-двигательной координации, ручной моторики. В процессе продуктивной деятельности происходит становление и уточнение знаний о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Для освоения ее техники требуется развитие силы, точности, темпа, плавности, ритмичности специальных движений, что существенно облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности. Коллективные занятия способствуют приобретению навыков общения и адекватных форм взаимоотношения с другими детьми. Продуктивная деятельность способствует становлению ценных качеств личности ребенка: сознательности, целенаправленности, настойчивости, аккуратности.
Содержание обучения и воспитания.
• Воспитывать у детей интерес к выполнению изображений различными средствами – фломастерами, карандашами, красками.
• Учить:
– наблюдать за действиями взрослого и сверстника при рисовании;
– соотносить графические изображения с реальными объектами и явлениями;
– проводить прямые, волнистые, закругленные и прерывистые линии.
Особенности восприятия формы детьми 5 года жизни
Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина [7] подчёркивали, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умствен ...
Виды работ используемые для совершенствования разговорной речи глухих
первоклассников
Исходя из психологического аспекта, у детей приходящих в школу все же еще преобладает игровая деятельность. Им нравится играть, нравится все яркое, красочное, необычное. Чтобы у них не пропадал интерес, им нужно постоянно преподносить что-то новое; порой даже одно и тоже слово, словосочетание, фраз ...
Основные методы обучения праву
На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И чем больше мы узнаем об этом, тем большее количество вопросов у нас возникает. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов о ...