Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина [7] подчёркивали, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Согласно А.Г. Маклакову: "восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств" [14, 200].
В свою очередь А.В. Белошистая даёт определение формы, указывая, что: "форма – свойство геометрической фигуры, связанное с протяжённостью и со свойством "быть в определённых отношениях в пространстве"; так, отрезок имеет характеристику "длина" (выражаемую численно), но, расположенный на плоскости определённым образом, даёт качественно новую форму – фигуру. Причем фигура обладает теми же свойствами, что и образующие её (ограничивающие) отрезки, а также новыми свойствами, порождёнными этим новым качеством, например площадью или периметром, также имеющими численные выражения. В свою очередь определённые фигуры, расположенные в пространстве определённым образом, порождают новые формы – тела, которые обладают как всеми прежними свойствами, так и новым – объёмом, также имеющим численное выражение" [6, 41].
Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычёва, О.М. Дьяченко [21], Н.В. Котова [22] указывают на то, что форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Знакомство детей с геометрическими фигурами по Н.В. Котовой [22] следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.
Л.А. Венгер и А.В. Запорожец [19] отмечали, что восприятие формы неоднозначно: наиболее простым случаем является восприятие формы плоскостного предмета, но таких предметов мы почти не встречаем в окружающей действительности.
В восприятии объёмной фигуры могут выступать разные задачи: восприятие объёмной формы предмета в сопоставлении с объёмной же формой-эталоном и восприятие объёмной формы в сопоставлении с плоскостным эталоном. Во втором случае правильное восприятие предполагает вычленение контура воспринимаемого предмета, то есть его графической (плоскостной) формы.
А.В. Запорожец [19] рассматривал способы восприятия детьми дошкольного возраста различных форм.
Восприятие простой нерасчленённой формы.
В этом случае объектом восприятия служат предметы, форма которых совпадает с геометрической формой-эталоном, или же предметы, состоящие из таких форм (например, шар и неваляшка, пирамида из шаров). Здесь восприятие ограничивается установлением отношения "одинаковое – разное". Однако отношения устанавливаются не между двумя случайными предметами по случайному признаку, а между воспринимаемым объектом и эталоном по заданному признаку.
Восприятие формы, не вполне совпадающей с геометрической.
Этот этап характеризуется усложнением способов обследования и усложнением сопоставления. "Одинаковое – разное" заменяется здесь другим: "похоже, но разное". Перед ребёнком встаёт задача не только определить сходство формы воспринимаемого предмета с геометрической формой-эталоном, но и понять, в чём состоит отличие реального предмета от эталона. Только точное определение того, чем отличается данная форма от эталона, с которым она сравнивается, позволит воспринять форму предмета такой, как она есть, не приводя к упрощению, геометризации восприятия.
Правильное сопоставление формы реального предмета с формой эталона невозможно без восприятия других пространственных свойств предмета – величины, пространственного расположения или соотношения частей (например, чтобы отличить форму яблока от шара, мы указываем на то, что у него наверху ямка, а свекла, в отличие от шара, имеет внизу хвостик и т.д.).
Периоды в психосексуальном развитии
Общая тенденция развития личности – это постепенное усиление влияния социальных факторов. Исследуя закономерности психосоциального развития, В.В. Ковалев приходит к выводу, что закономерности замещения биологического, а, следовательно, тесно связанного с ним природно-психического качественного боле ...
Задачи полового воспитания
Воспитание убеждения, что в сфере наиболее интимных отношений с представителями другого пола человек не является независимым от общества, что невозможно полностью разделить отношения между представителями мужского и женского пола на «личные» и «общественные»; воспитание чувства социальной ответстве ...
Содержание, цели и задачи воспитания гражданского самосознания школьников
Начало 21 в. для Казахстана – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью [12, 52]. Изменения. Происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешн ...