Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»

Страница 7

· максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы);

· бережное отношение учителя к вниманию детей. Громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают хрупкое внимание учащихся;

· разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока;

· включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен держать в поле своего внимания весь класс;

· как дополнительные могут быть использованы и некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: «Что изменилось?», «В чем ошибка?».

«Закономерность циркуляции внимания – через каждые 6 – 10 секунд мозг отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая – то часть информации может быть потеряна. Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной – даже повышают концентрацию внимания». [22]

Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке. Но все–таки внимание можно развивать с помощью психологических упражнений.

Итак:

1. Внимание человека выражает его направленность на что–то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого–то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент.

2. Возникая на основе безусловного (ориентировочного) рефлекса, внимание ребенка уже на втором году жизни приобретает условнорефлекторный характер. В длительности сосредоточения (устойчивости) внимания все большую роль начинает играть направленность личности, ее интересы, мышление и речь.

3. Поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, многие дети оказываются неспособными к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.

4. У учащихся необходимо развивать внимание, так как на его основе формируется особая черта личности – внимательность.

Таким образом, внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. В зависимости от причины возникновения, свойств раздражителя внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание характеризуется рядом свойств: концентрацией, устойчивостью, распределением, переключением, объемом. Перечисленные качества нужно развивать у детей, начиная с дошкольного возраста.

Важной задачей учителя является устранение у учеников недостатков внимания – рассеянности, отвлекаемости, так как они мешают деятельности ребят на уроке.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Половое воспитание – важный фактор полноценной семьи
половой воспитание психосексуальный семья Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских отношений — важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в труде, хорошего настроения, т. е. всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровь ...

Концептуальные идеи адаптивной школы
Без определения, понимания и переосмысления концептуальных идей сегодня уже практически невозможно обоснованно спроектировать образовательный процесс в школе и управление им. Концептуальные идеи позволяют соотнести поставленные школой стратегические задачи и реальное состояние деятельности ученичес ...

Мышление и его динамика
Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления [29]. В конце XI ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru