Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Развитие образования » Проблемы воспитания личности в творческом коллективе » Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 2

Он подчинил единство двух факторов развития: элементарные психологические функции больше обусловлены наследственно, а высшие - продукт исторического развития. Наследственные задатки - только предпосылки развития. Единство наследства социальных факторов не постоянно, а дифференцировано, изменяется в процессе развития. Меняется среда, меняется отношение к ней.

На основе его научных трудов были созданы самостоятельные направления изучения личности. Одно из них деятельностное направление. Основоположником его был Леонтьев, он исходил из положения Маркса о том, что деятельность воплощается в продукте. Происходит как бы (опредмечивание) тех представлений, которые побуждают и регулируют деятельность. В процессе материального производства люди опредмечивают свои способности, т.е. вкладывают в предмет определенный предмет действования с ним. В свою очередь присвоение общественно-исторического опыта связано с принципом распредмечивания. Присвоение общественного опыта при наличии условий:

- Процесс общения с взрослым;

- Активность самого человека;

- Адекватная деятельность;

Категория деятельности ведет к пониманию личности, как момента деятельности и ее продукта. Леонтьев в качестве предмета ПС вынес психику за пределы внутренней жизни человека, превратил психику в реальность человеческой деятельности. В рамках деятельной теории Леонтьева его идеи тоже получают широкое распространение положений о том, что высшая ПС функция является результатом перехода первоначальных практических "высших" человеческих форм деятельности.

Подлежание обучению должно вести за собой развитие, что позволило понять процесс учения, как деятельность, специально организованная и управляемая.

Изучение мотивов становления и утраты личностного смысла продолжилась в трудах Бажович. Она, обобщая данные смогла разработать собственную концепцию формирования личности в онтогенезе и индивидуальном развитии человека). Она характеризует личность, как целостную ПС-структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию в взаимоотношениях человека с окружающей средой. Становление личности рассматривает Бажович, как обретение индивидом свободы, как обращение его субъектом собственной деятельности.

Личность (по Бажович) - высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение, при котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того, чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту "психологическую почву", на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности "внешний" и "внутренних", объективных и субъективных" Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие "внутренней позиции ребенка". Внутренняя позиция - это отражение того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека.

Психодинамическое направление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.

Считается, что неосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. Изучением этого вопроса занимался З. Фрейд.

Личность включает в себя структуру компонентов: ИД, ЭГО, СУПЕР ЭГО.

ИД - от латинского слова "оно". По Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго - от латинского "Я". Представляет собой рациональную часть личности:

Принцип реальности. Его задача - разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.

Направленность личности - это система побуждений, определенно избирательных отношений и активность человека. С давних времен человек пытался определить источники активности личности, смысл жизни. одни считали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. третьи пытались выводить поведение личности из биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).

Страницы: 1 2 3 4

Технология уровневой дифференциации
Одной из действующих технологий обучения русскому языку становится технология уровневой дифференциации, при которой обязателен переход от усвоения учащимися всего излагаемого учителем учебного материала к обязательности усвоения только точно указанного. Учебный процесс строится так, чтобы ученики с ...

Развитиесовременнойсистемы обучения праву
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие. Современные ученые доказали, что процессы учения и обучения (преподавания) праву взаимосвязаны. Работа учителя эффективна ли ...

Содержание, цели и задачи воспитания гражданского самосознания школьников
Начало 21 в. для Казахстана – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью [12, 52]. Изменения. Происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru