Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Развитие образования » Проблемы воспитания личности в творческом коллективе » Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 1

Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.

Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.

Личность

- это сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Индивидуальность

- это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.

Индивид

- конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.

Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных идей:

1. О целостном подходе к изучению личности.

Это значит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельные функции, психические процессы, а психологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется система психологических функций, которая характерна для этого возраста и определяет развитие личности. Например: в раннем возрасте для развития психики характерна система познавательных и эмоциональных функций, в которой ведущее значение имеет восприятие. В дошкольном возрасте - другая система, где ведущее место память, в младшем школьном возрасте - мышление.

2. О развитии высших психических функций.

Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые он назвал высшими. -они полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий. В отличие от натуральных или природных, которые присущи животным. ВПФ - высшие психические функции имеют свое строение, свойство, происхождение. Они произвольны, социальны, опосредованы. ВПФ: память и т.д. образуются при жизни в процессе воспитания и обучения. Механизмом развития ВПФ является процесс интериоризации, т.е. сначала возникают, как распорядительные между людьми в процессе общения, деятельности, затем она изменяет свое содержание и строение посредством знака (слова), вступает в определенное отношение с мышлением, становится им управляемым и "взращивается" становится достижением человека. Таким образом, ВПФ представляет ту психологическую основу, которая составляет сущность человека, является содержанием его жизни, регулятором поведения, той внутренней средой, через которую преломляются все внешние воздействия.

2 важных понятия "социальная система развития" (ССР) и "психического новообразования". ССР - это является характерным для каждого периода развития, своеобразное неповторимое отношение человека к действительности, которая определяет развитие психики, развитие личности на возрастном этапе и является источником психологических новообразований. Например: центром ССР в дошкольном возрасте является взрослый человек, именно он является носителем определенных норм, функций, правил. Овладение правилами и нормами через игру. В младшем школьном возрасте - взаимодействие с учителем, который является носителем умственной деятельности. "Возрастная ПС новообразований" является системой образования, психологические свойства, которые являются итогом развития человека на данном этапе и предпосылкой развития личности на следующем. Например: в дошкольном возрасте такие новообразования: произвольное поведение, стремление соответствовать социальным нормам.

Рефлексия рассматривается в 3 основных аспектах:

- при изучении теоретического мышления, при решении разного рода мыслительных задач. Рефлексия - как направление мышления на самого себя.

- при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанные с необходимостью понимания оснований совместимых действий и их координации (при коллективном решении проблемы).

- при изучении самосознания, связанного с проблемой формирования, воспитания подрастающего поколения (устанавливают внутренние ориентиры, способов разграничения "я" и "не я", умение "вписываться", умение координировать свое автономное действие с действиями других людей).

Выготский наиболее адекватно реализовал положение о соотнесении диалектического и исторического материализма, т.е. преодолел разрыв между диалогическим и историческим ходом психологического развития. При этом он не ограничивался теоретическим анализом проблемы, а основывался на эксперименте добытых фактов.

Страницы: 1 2 3 4

Аналогия
Аналогия - вид умозаключения, выявление свойств одного предмета на основании сходства с другим. [РПЭ] Сравнение (установление сходства и различия между объектами) лежит в основе аналогии. Если обнаруживается, что один из сравниваемых объектов имеет свойства a, b, c, а, а другой a, b, c, d, то мы мо ...

Основные термины специальной педагогики
1. Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией здравоохранения. В испаноязычны ...

Педагогические условия формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Педагогические условия (дидактические средства)- орудия труда педагога и инструменты познавательной деятельности детей. Средства: - комплекты наглядно- дидактического материала для занятий; - оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; - методические пособия для воспитателя и конспекты; - ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru