Задачи: на основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека охарактеризовать виды травм системы опоры и движения; научить учащихся оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.
Оборудование: модель скелета человека; таблица "Строение костей и типы их соединения; простейшие шины (дощечки, палочки, линейки), перевязочный материал для демонстрации приемов оказания первой помощи.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний
о строении и составе костей, типах их соединений, особенностях строения скелета. (Усложненный опрос учащихся с использованием скелета человека: устные ответы о строении и составе скелета, типах соединения костей, строении сустава; взаимоконтроль по заданиям к рубрикам; задания рабочей тетради; биологический диктант.)
II. Изучение нового материала
1. Повреждения костей и суставов - наиболее распространенные виды травм опорно-двигательной системы. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов. (Рассказ учителя с элементами беседы об особенностях строения костей, суставов. Практическая работа школьников "Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, вывихах суставов". Беседа по итогам практической работы с использованием скелета, торса человека. Проверка усвоения навыков.)
2. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи. (Рассказ учителя и демонстрация приемов оказания первой помощи.)
3. Переломы костей грудной клетки, черепа, позвоночника. (Рассказ учителя с элементами беседы об особенностях строения плоских, трубчатых костей. Демонстрация приемов оказания первой доврачебной помощи на муляжах торса и скелета человека. Практическая работа школьников.)
4. Значение лечебной физкультуры и массажа в посттравматический период. Режим движения и нагрузок. (Рассказ учителя биологии или учителя физкультуры.)
III. Закрепление знаний
о мерах первой доврачебной помощи при повреждениях скелета.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы.
2. Вставьте пропущенные слова в текст задания: "При повреждении и растяжении связок в суставе происходит. костей больше допустимой величины или изменение их обычного положения. При вывихах в суставе головка одной кости может. или выйти из. другой. Перелом - это. кости. Происходит такая патология в случае. направления действия нагрузки и изменения распределения на. кости. Переломы бывают. и. При. переломе происходит повреждение не только., но и., и." (приводятся примеры заданий).
3. Тестирование.
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?
А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.
Каковы ваши действия при оказании помощи человеку с переломом локтевой кости?
А. Наложить шину.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обложить конечность мягким материалом.
Г. Прибинтовать шину к конечности.
4. Проверка усвоения навыков оказания первой доврачебной помощи при травмах скелета. (Групповая работа по выполнению заданий-задач с последующей защитой ответов.)
· У человека перелом ребер грудной клетки. Опишите ваши действия и обоснуйте их.
· У человека открытый перелом голени конечностей. Опишите ваши действия и обоснуйте их.
Классификация средств обучения
Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного в основу признака: 1-я классификация (по общим свойствам) 1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знако ...
Специфика формирования культуры поведения у старших
дошкольников
Работа по моральному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. ...
Произведения М. Пришвина на уроках чтения как средство развития
познавательного интереса
При подготовке к свободному пересказу рассказа М. Пришвина "Ребята и утята" выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдил мальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейке счастливого п ...