4. Частично-поисковый, или эвристический метод. При применении этого метода учитель права ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание.
5. Исследовательский метод. Он обеспечивает творческое применение знаний, способствует овладению методами научного познания. Развивает интерес к предмету.
В современном правовом обучении необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной деятельности школьников. Это может осуществляться при: решении практических задач, работе с юридическими документами и проч.; проведении специального исследования по определенной теме под руководством учителя права. Важным методом закрепления знаний, выработки умений, навыков являются упражнения.
ТА. Ильина предлагает учителю права использовать методы сообщения новых знаний: объяснение, рассказ, лекция; методы приобретения новых знаний: экскурсия, самостоятельная работа с книгой, упражнения; методы работы с техническими средствами; самостоятельную работу.
Классификация методов по источникам получения учебной информации позволяет обратить внимание педагога на словесные, наглядные и практические методы.
Рассмотрим некоторые их особенности применительно к современной системе правового обучения.
Словесные методы обучения праву связаны с устным изложением материала или печатным способом передачи информации (в этом случае в обучении используют тексты нормативно-правовых актов; газетный материал по правовым вопросам и т. д.). Работая вместе, учитель и ученик постоянно общаются друг с другом именно с помощью слова, устного изложения материала. Методисты выделяют такие его виды: сюжетный или описательный рассказ, характеристика правового явления; конспективное (краткое) изложение; обобщение правовой информации.
Общеизвестно, что вербальное общение представляет собой передачу мыслей с помощью слова, мимики или пантомимики. Знаменитый физиолог И.П. Павлов (1849—1936), проводя свои многочисленные опыты, доказал, что слова являются самым эффективным средством воздействия на человека. На учебных занятиях по праву следует особое внимание уделить культуре речевого общения учителя и учеников. Доброе, спокойно сказанное слово способно творить чудеса. Это помогает поддерживать организованность и порядок в классе во время проведения урока. Раздраженный голос учителя создает стрессовое состояние школьников и не способствует освоению обучаемым даже, казалось бы, интересных тем правового курса. Не случайно А.С. Макаренко считал, что важным показателем педагогического мастерства является умение произносить слова:
«Подойди ко мне» — с десятками нюансов в голосе. Умение использовать возможности паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) оказывает большое влияние на плодотворность словесных контактов в правовом обучении.
Чаще всего обижаются не на смысл слов учителя, а на то, каким тоном они произносятся. Это особенно важно, когда исправляется ошибка, делается замечание. То и другое нельзя произносить мимоходом, беспристрастным тоном. Замечание не должно звучать обидно. Его следует сделать вежливым и ободряющим тоном. А чтобы закрепить модель верного поведения ученика, последнему предлагается выполнить определенное задание.
Словесное общение дополняет контакт глазами между учителем и учениками. Очень часто на уроке права учитель вынужден разъяснять сложные юридические дефиниции в форме минилекции, которая занимает от 15 до 20 минут. В этом случае, объясняя школьникам тему, целесообразно переводить взгляд от одного слушателя к другому (спереди — назад, слева — направо и обратно), стремясь создать впечатление у каждого, что именно его избрали объектом внимания. С одной стороны, так поступать предписывают правила этикета, с другой стороны, такое поведение учителя права стимулирует каждого ученика. При этом школьник не станет заниматься посторонним делом, отвлекаться. Таким образом обеспечивается так называемая «обратная связь» учителя и учеников. Учитель права сразу замечает, кто его внимательно слушает и охотно работает на уроке. Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Учителю права следует уметь приводить в пример различные казусы, правовые ситуации из реальной жизни. Они должны носить обобщенно-типичный характер, но в тоже время яркий и производящий определенное впечатление на слушателей. Разъяснение правовых конструкций только на теоретическом уровне не целесообразно хотя бы и потому, что их запоминание будет усложнено.
Виды нарушения произношения свистящих звуков
Межзубный сигматизм. Наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется ...
Проблема
структуры школьного исторического образования
В нашей стране в системе школьного исторического образования неоднократно попеременно вводились линейная или концентрическая структуры. С момента введения в 1993 г. концентрической структуры эта проблема всё ещё остаётся актуальной и находится в фокусе общественного внимания. Об этом свидетельствуе ...
Методы, формы и средства изучения раздела
Метод по-гречески — «путь», «способ поведения».Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, и исполъзовать их на практике. Большинство отечественны ...