Ометодическихприемахправовогообучения

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Ометодическихприемахправовогообучения

Страница 5

Такая работа может проводиться на контрольно-обобщающих уроках, когда необходимо систематизировать знания, проверить степень усвоения материалов разных тем.

На чем же основывается данная методика?

Любое юридическое понятие, не включенное в текст, вызывает у человеку определенный круг ассоциаций. Предположим, понятия «диспозитивная норма» или «альтернативная санкция» может разъяснить не каждый. Один обучаемый даст очень поверхностное и приблизительное разъяснение этим сочетаниям слов. Другой же представит четкие пояснения, укажет ассоциативные связи и подробно раскроет содержание темы в рамках этого понятия. От чего это зависит? В первую очередь, от обученности человека и развитости у него понятийного мышления. Исследования показали, что операции с понятиями могут выступать методами не только диагностирования знаний, но и средствами развивающего обучения. Посредством такой методики у школьников создается целостное, обобщенное представление о содержании изучаемого правового курса. Развивается абстрактно-логическое мышление, ведь работа с понятиями позволяет проследить причинно-следственные связи многих правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию. Используя методику внеконстекстных операций с ведущими правовыми понятиями, мы способствуем формированию эвристического мышления, создавая прочную основу для дальнейшей творческой работы любого школьника. Активизируется и познавательная деятельность обучаемого, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля.

В рамках такой работы можно предложить простые операции с изученными юридическими конструкциями: узнавание термина, определение его понятия, раскрытие содержания и объема понятия, установление связей такого понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями, раскрытие практических действий, которые можно осуществлять с этим понятием. Целесообразнее обратить внимание и на более сложные виды работ: показ того, как толкуют понятие различные авторы, объяснение генезиса этого понятия, умение разъяснить, как используется это понятие в других науках, отыскание синонимов этого понятия и проч. В процессе такой диагностики обучаемые выстраивают терминологические модели, блок-схемы, в которых отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Отдельная группа заданий может быть посвящена проверке умений выделять существенные признаки тех или иных явлений. Так, обучаемые, пользуясь методом абстрагирования, а также сравнительно-юридическими операциями, определяют, например, отличительные признаки актов применения права от нормативно-правовых актов.

Вот некоторые примеры того, как можно использовать метод терминологических моделей на уроках права. Его можно отнести к практическим методам обучения.

Обратим внимание на то, почему разнообразная работа с понятиями эффективна для деятельности самого учителя. Внеконтекстные операции с базовыми юридическими понятиями позволяют усилить логику изложения предмета, повысить уровень наглядности изучаемого материала.

В процессе работы ученики должны построить из терминов, которые даны заранее, модели, где отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Задание 1

Даем ученикам следующие понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление.

Вопросы и задания к понятиям:

1. Дать определение понятия «право», раскрыть его содержание и сопоставить с понятием «закон».

2. Выделить термины, отражающие систему права, и расположить их в дедуктивном порядке.

3. Найти в списке термины, отражающие систему права, и расположить их в индуктивном порядке.

4. Составить схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обосновать свой подход.

Ответы учеников могут быть такими:

1. Право система общеобязательных правил поведения, формально выраженных в источниках, обеспеченных принудительной силой государства. Его содержание создается в обществе. В тоталитарных странах государство диктует свою волю населению, а потому законы могут носить неправовой характер. Разве можно назвать правовым бывший Закон СССР о детском расстреле или положение УПК о том, что главным доказательством виновности человека в содеянном является его собственное признание? Все это примеры истории прошлых лет.

Закон это высший юридический акт государства, в котором и выражается право.

3. Схема представляется наоборот, начиная с «нормы права».

Задание II

Дескрипторное описание терминов можно показать в рамках следующей деятельности. Ученикам предлагается расположить в иерархической связи (юристы говорят: соподчиненности) следующие термины: Федеральный Закон, Указ Президента РФ, Нормативный акт мэра города, Конституция РФ, Постановление Правительства РФ, Инструкция министерства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях. 2. Педагогика по сути своей есть об ...

Использование дидактических игр на уроках математики в 5 классе
Изучив теоретический материал по использованию дидактических игр для развития внимания у учащихся, у автора возникло желание и интерес реализовать это на практике. Автором работы по теме «Десятичная запись дробных чисел. Сложение и вычитание десятичных дробей» было разработано 12 уроков с использов ...

Организационно – педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917 – 1945 гг
Рассмотрим состояние школьного дела у алтайцев до революции. Развитие просвещения в Горном Алтае было связано с Алтайской духовной миссией. При активном участии ее деятелей М.Я. Глухарева, В.И. Вербицкого, П.И. Макушина и М.В. Чевалкова во второй половине XIX в. открылись первые миссионерские школы ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru