Наглядность в обучении праву

Страница 2

4) Изобразительная наглядность. Например, учебные картины, изображающие судебное разбирательство дела в эпоху средневековья, позволят разобраться школьникам в особенностях процессуального права прошлого и сопоставить его с нормами современного законодательства.

Применение наглядных средств обучения позволяет превратить трудный материал в более доступный и легко запоминаемый. Правильное применение наглядности связано с выявлением существенных признаков изображаемого и отвлечением от тех, которые имеют второстепенное значение.

Рассмотрим особенности применения условно-графической наглядности в процессе обучения праву.

В 1999—2000 гг. Федеральный Экспертный Совет Минобразования РФ рассматривал различные видеоматериалы киностудий РФ, предложивших использовать на уроках права отрывки из игрового кино на правовые темы.

Наиболее существенные черты правового явления или понятия можно передать через схематический рисунок. Например, разъясняя сущность правотворчества, учитель мелом на доске по ходу объяснения вычерчивает схему:

Эта схема показывает, что правотворческий процесс — это сложное правовое явление, посредством которого в государстве появляются новые юридические правила.

Вот некоторые варианты моделей юридического содержания, которые могут быть использованы на уроках: при изучении нового правового материала, при закреплении изученного содержания темы или для систематизации определенного блока знаний.

Учитель может сформулировать школьникам 9-х классов некоторые вопросы изадания к схемам:

1. Поясните, что такое право, и приведите конкретные примеры ситуаций, в которых бы поведение людей регулировалось именно правовыми нормами.

2. Зачем людям необходимо право? Приведите факты, подтверждающие вашу позицию по этому вопросу.

3. Обратитесь в любому источнику права, предположим, Закону. Прочитайте конкретное правило поведения и покажите составляющие части нормы права.

4. Каждый ли поступок человека, нарушающий норму права, можно назвать преступлением? Что значит состав преступления? Приведите конкретные примеры преступной деятельности людей и объясните их с юридической точки зрения.

5. Какими правами наделены граждане нашей страны? Сталкивались ли вы с нарушениями этих прав?

6. Как можно защитить свои права? Посоветуйте, что лучше сделать гражданину, у которого угнали автомобиль; чей друг не выполняет условия договора найма и не оплачивает проживание в квартире?

7. Почему лучше жить по законам, а не вопреки им? Организуйте дискуссию по этому вопросу.

8. Разъясните сущность форм, в которых может быть выражено право.

9. Какие юридические профессии вам известны? Насколько они соответствуют вашим способностям и желанию работать в этой сфере?

10. Какими правами наделен работник и работодатель? Что нужно знать тому, кто решил устраиваться на работу?

11. Как право регулирует взаимоотношения в семье?

Данные схемы используются на уроке только тогда, когда школьники изучают конкретную тему. Учитель должен разъяснить то, что изображено на схеме. Значит, схема должна быть ему хорошо знакома (при подготовке к уроку ее следует внимательно просмотреть). Представленные схематично понятия школьники могут перерисовать в тетрадь. Вопросы по схеме, рисунку нужно задавать тогда, когда школьники разобрались в том, что изображено.

Предположим, ученики 9 класса изучают особенности правового регулирования трудовых отношений в стране. Учитель может, объясняя в монологичной форме правила расторжения трудовых отношений между работником и работодателем, нарисовать мелом на доске или фломастером на листе ватмана схематический рисунок. Схематическое изображение правовых явлений может создаваться в логической последовательности, что даст возможность ученику увидеть отдельные составляющие понятия и проч. Например, показывая особенности расторжения трудового контракта, следует обратить внимание на то, что инициатива прекращения правовых отношений может исходить от работника или от работодателя, и т. д.

На уроках права могут применяться условные знаки, обозначающие то или иное понятие. Их используют при создании таблиц, графиков.

Страницы: 1 2 3

Цели и задачи экологического образования дошкольников
Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос ак ...

Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку младших школьников. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению н ...

Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников через произведения М. Пришвина
Все дети любят читать и слушать чтение. Но уроки чтения не являются для школьников любимыми. Ведь любимые для многих — трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других — физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любя ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru