На первых этапах профессиональной деятельности, а также в период педагогической практики в школе необходимо организовать систематическое взаимопосещение занятий, анализируя урок со стороны. При анализе урока специалисты рекомендуют сначала отметить его положительные моменты, не начинать критическое выступление со слов: «Мне понравилось .», ибо это дает возможность доминировать субъективному подходу в анализе занятия. Анализируется урок в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к уроку, которые указаны выше.
При подготовке к уроку учитель должен уметь составить «Тематическое планирование». Об этом шла речь в разделе 1.
При отсутствии специальной методической литературы в помощь учителю права либо при организации авторских правовых курсов педагог должен сформулировать письменно цель конкретного урока, а также комплекс знаний, умений и навыков, которыми овладевают ученики путем реализации обучающей, развивающей и воспитательной задач.
|
При подготовке к конкретному уроку целесообразно прочитать материал учебника по теме, обратив внимание на предложенный для усвоения обучаемым текст и те вопросы, которые изложены недостаточно полно; проанализировать дополнительный материал и задания, которые планируется предложить ученикам. Целесообразно, особенно на первых этапах преподавания новых правовых курсов, четко расписать ход урока, обратив внимание на то, сколько времени может занять изучение тех или иных вопросов темы. Следует четко продумать то домашнее задание, которое будет предложено ученикам. При подготовке к уроку можно отобрать интересную правовую информацию, которая могла бы акцентировать внимание обучаемых в том случае, когда они устали или произошла непредвиденная «заминка» на уроке при неподготовленности учеников, неспособности выполнить предложенные задания и проч. В отдельных случаях целесообразно продумать, какие ученики будут выполнять те или иные задания.
Некоторые педагоги предпочитают обязательно составлять развернутый план-конспект урока, другие же составляют краткую модель содержания темы и этапов деятельности обучающего процесса. Психологи же считают, что проведение урока по четкой схеме без импровизаций не совсем правильно. С другой стороны, правовед должен быть «свободен» на занятии, чувствуя аудиторию детей, их настроения, желания.
Конспект урока по праву представляет собой модель учебного занятия. В нем раскрывается ход урока, деятельность учителя и учеников на каждом этапе обучения. Учитель просчитывает, сколько времени можно затратить на ту или иную форму работы, указывает методы, приемы и средства обучения. В конспекте записываются формулировки основных вопросов, заданий, которые будут выполнять школьники, а также выводы, обобщения.
Вот памятка учителю права для составления типичного конспекта урока:
1. Сформулируй четко тему урока.
2. Обозначь цель и задачи урока.
3. Укажи оборудование, необходимое для решения задач и достижения цели.
4. Отбери важное содержание юридического материала по теме и запиши его.
5. Обозначь методику изучения темы.
А.А. Вагин, Г.М. Донской, А.И. Купцов разработали структуру конспекта урока.
Методисты предлагают составлять конспект урока в виде таблицы.
Первая колонка таблицы раскрывает ход урока. Например, в ней мы пишем:
1. Проверить знания и умения школьников по теме «Правонарушение».
2. Изучить новую тему «Юридическая ответственность». План: а) понятие «юридическая ответственность», б) основные виды юридической ответственности, в) ответственность несовершеннолетних, г) основания освобождения от юридической ответственности.
3. Закрепление темы осуществляется по вопросам (прописываются вопросы).
4. Домашнее задание (указать какое). Целесообразно показать время, которое будет отведено на каждый этап урока.
Во второй колонке прописывается кратко содержание нового учебного материала; приемы работы учителя, средства изучения нового материала, выводы, итоговые обобщения, познавательные задания, которые адресованы школьникам.
В третьей колонке записывается познавательная деятельность учеников на каждом этапе урока. Здесь можно указать ответы, которые соответствуют предложенным учителем вопросам, заданиям и т. д. Можно заранее обозначить фамилии учеников, которые будут отвечать на уроке или выполнять письменно задание.
Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношении (определение положения предмета в пространстве между другими предметами ...
Методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”
Условные обозначения и выполняемые операции В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно в ...
Программные требования по развитию разговорной речи в школах для глухих
учащихся
Специальных уроков разговорной речи в школе глухих не выделяется, но в школьной программе имеется раздел «Развития разговорной речи». Речевой материал, представленный в нем, является обязательным для работы на всех уроках. Кроме того, в программе по каждому учебному предмету изложен объем требовани ...