Практически все игры в правовом обучении ставят своей целью вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сделать тему личностно значимой.
С помощью разных методических приемов нужно постараться вызвать у учеников интерес к теме, показать связь предмета дискуссии с
Специалисты считают, что лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на ее формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности понимания дефиниций, увидеть, почему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема написана в виде вопроса или утверждения, которые предполагают множество возможных ответов. Например:
«Может ли родитель (директор школы, командир в армии) ударить своего сына (ученика, солдата)?»
Важным вопросом в методике обучения праву становится структурирование и регулирование дискуссии.
Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.
Д. Ондрошек считает: «Если дискуссия не выровнена, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других)».
В практике работы Молодежного Центра прав человека и правовой культуры выработались приемы для упорядочивания свободной дискуссии.
«Голоса»
Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных учеников, которые обычно подавляют остальных.
Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Одна карточка одно высказывание. Высказался отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.
«Карточки-сигналы»
Для каждого участника дискуссии готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная — несогласие, карточка со знаком вопроса желание задать вопрос, с восклицательным знаком — высказаться самому. А можно придумать карточку призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.
«Микрофон»
Учитель вызывает учеников, которые изображают, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический).
Иначе этот прием называется «Жезл оратора»: маленькая игрушка, мячик, палочка все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, у кого он в руке. Сказал и передал следующему.
«Речевой этикет»
Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый коллега .» — и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. «Я же считаю, что .» продолжает говорящий и излагает свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или «уважаемый предыдущий оратор» обычно очень нравятся детям.
Роли (смысловые и организационные)
Еще один прием, позволяющий включить в работу самых разных ребят, — предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.
К организационным ролям можно отнести роль «протоколиста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хронометриста», следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов.
Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».
«Разговор по кругу»
Один из простейших способов структурирования дискуссии -
«Разговор по кругу». Вот несколько способов организации такой дискуссии.
«Карусель»
«Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:
а) назвать вольные ассоциации по теме;
б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;
Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»
Понятие внимания в разных источниках и разными учеными определяется по–разному. П.Я.Гальперин охарактеризовал внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. «Л.Д.Столяренко определил «внимание как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объект ...
Проведение пробно-поискового эксперимента
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается часть услышанн ...
Описание сущности педагогического опыта, условия его использования
В моей профессиональной деятельности мне очень повезло, последние годы я работаю с высокомотивированными, творчески одаренными коллегами и учащимися. В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности я в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогическ ...