Методики правового обучения в практике работы школ

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Методики правового обучения в практике работы школ

Страница 7

— ни в коем случае не пытайтесь убежать, вырваться, а тем более нанести какие-либо удары: эти действия расцениваются как преступление (оказание сопротивления работнику милиции); ведите себя подчеркнуто вежливо, четко задавайте свои вопросы; помните: сотрудники милиции не имеют права применять к несовершеннолетнему оружие и спецсредства (резиновые дубинки, слезоточивый газ, наручники) .».

Таким образом, ученику предлагают самостоятельно прочитать правовую информацию.

В методике обучения праву используется так называемый прием «Изучение казусов».

Ряд ученых считает, что неотъемлемой частью правового образования является именно изучение казусов (случаев). Включая их в систему правового обучения, педагог учит школьников анализировать проблемную ситуацию, находить вариант ее разрешения.

На уроке ученики рассматривают юридические случаи, основанные на письменных заключениях судов; гипотетические ситуации, содержащие конфликты и дилеммы; ситуации, имевшие место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других источников. Такая информация должна быть представлена в письменном виде либо выражена аудиовизуальными средствами (фильмом например). Методисты предлагают алгоритм использования этого приема:

1. описание фактов;

2. предъявление проблемы, поставленной данным казусом;

3. ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут существовать при разрешении этого спорного вопроса;

4. решение, принятое по представленной проблеме, и объяснение причин вынесения именно такого решения.

Изучение казусов способ обучения праву, ориентированный на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения.

Специалисты выделяют несколько этапов использования этой технологии правового обучения:

1. Выбор практических материалов

Педагог может обобщать реальные юридические ситуации или придумывать специальные для учебных целей: они могут быть длинными или короткими, основанными на документах суда или полученными из повседневной ситуации.

2. Обзор фактов.

Основой обсуждения в классе являются факты, содержащиеся в казусе. Следовательно, процесс исследования должен начинаться с тщательного изучения и прояснения всех фактов. Учащимся должны быть заданы следующие вопросы:

— Что произошло в данном случае?

— Кто его участники?

— Какие факты важны, а какие нет?

— Упущена ли какая-то важная для дела информация?

— Почему участники поступили именно таким образом?

3. Формулировка вопроса.

Учащиеся должны указать и обсудить суть и проблемы представленного дела. Предметом правового спора является вопрос о норме права, на которой основывается решение по делу. Спорное правоотношение должно быть проанализировано. Учащиеся учатся рассматривать общественное мнение, конфликт ценностей и жизненные реалии. Например, практический вопрос относительно абортов мог бы включать в себя следующие аспекты:

Юридические: Законно ли преждевременное прерывание беременности? Если да, то на каких условиях?

Общественные: Должны ли аборты быть законными? Почему «да»

и почему «нет»?

Конфликт ценностей: Что имеет более важное значение: право любой женщины на свою личную жизнь или право еще не родившегося ребенка на жизнь? Почему?

Практические: Какие варианты выбора у того, кто столкнулся с проблемой нежелательной беременности? Куда можно обратиться за помощью или советом в такой ситуации?

4. Обсуждение доводов.

После того как учащиеся выделили спорные проблемы, они должны вырабатывать и обсуждать те доводы, которые могли бы быть «за» и «против» и которые отражали бы весь спектр взглядов. В процессе обсуждения учащиеся могут рассматривать такие вопросы, как:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики
Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций. В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадо ...

Обучение студентов организации самообразовательной деятельности школьников
В решении проблемы организации студентами самообразовательной деятельности школьников важно целостно изучить личность студента, рассмотреть его со всех сторон и во всех проявлениях; стимулировать студента на систематический поиск путей совершенствования методов самообразования; убедить студентов в ...

Направления воспитывающей деятельности, способствующие гармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
Исходя из реальных функций, возможностей школы самбо, можно обозначить направления воспитывающей деятельности: учебно-тренировочные занятия; психологическое сопровождение; социально-педагогическая поддержка; организационно-массовая работа. В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru