При рассмотрении первого вопроса ребятам могут быть предложены ситуации для анализа. Пусть ученики подумают над следующими вопросами:
— Как бы они поступили в этой ситуации?
— Каковы последствия нарушений предписываемых правил?
— Чем они различаются? Оборудование для автосервисов - aet-auto.ru
Задание 1.
Игорь воспитывался в очень бедной семье. Тяга к роскошной жизни, дорогим машинам, шикарным домам появилась лет в 13, когда мальчик впервые познакомился в неким Володей богатым и удачливым, как казалось Игорю, бизнесменом. Тогда Игорь и не думал, каким образом компания Володи получает деньги. Через несколько лет дружки Володи стали доверять Игорю некоторые секреты своей подпольной деятельности: банда занималась рэкетом, убийствами. Их невозможно было остановить ничем. Сходив пару раз «на дело», Игорь понял, что власть денег преображает его, но лишает жизни людей.
Дорога из криминального мира обратно была закрыта. Игорь знал, что в случае его отхода «отдел» его убьют друзья Володи, а со стороны общества — он преступник, его осудят, быть может, это еще хуже!
Он решается на отчаянный шаг сам расстреливает бандитов и, подделывая документы, живет под чужим именем.
Задание 2.
Олег с Татьяной дружили не так давно. Они познакомились в живописном парке и в этом вечер решили вновь погулять там, прокатившись на лодке. Был будний день, стояла пасмурная погода, а потому в парке было безлюдно. Совершенно неожиданно лодка перевернулась, и ребята оказались в воде. Олег плохо плавал, и ему было страшно в этом признаться Татьяне. Девушка звала на помощь. Сумев с большим трудом добраться до берега, Олег крикнул, что он спасет Татьяну, и действительно побежал за помощью. Но вокруг никого не было. Добежав до выхода из парка, Олег понял, что его могут заподозрить в убийстве. О подобных ситуациях ему приходилось читать. Не лучше ли убежать совсем? Такое решение он принял окончательно, когда не увидел никого даже за пределами парка.
Вечером ему позвонила мать девушки, которая еще не знала, где Таня. Олег пояснил, что он уезжал, приехал недавно, а потому сам не знает, где может находиться его подруга. Труп девушки обнаружили через три дня. Если бы Олег оказал ей помощь, она была бы жива.
Задание 3.
Вероника была очень богата. Но врачи обнаружили у нее страшную болезнь. Почувствовав, что долго не проживает, девушка написала завещание своей подруге, которая за ней ухаживала. У Вероники не было никого из родственников. Но девушка не удостоверила документ у нотариуса, а потому он не обладал юридической силой. После ее смерти документ обнаружили. И нотариус, дабы помочь подруге умершей, удостоверил документ задним числом. Получив наследство, подруга на радостях рассказала обо всем знакомой. Та от зависти решила проучить девушку. Она обратилась в милицию и суд с требованием наказать «аферистов».
2. Рассматривая конкретные жизненные ситуации, ребята понимают, что большинство из них регулируются правом. На доске вывешивается схема:
Обратим внимание на правовые нормы и отношения, которые они регулируют. Пусть ученики приведут в пример различные жизненные ситуации, которые бы регулировались правом. Чем отличаются правовые нормы от всех других? Эти признаки ребята выделяют сами (при необходимости можно задать дополнительные вопросы):
Для закрепления понятия ученикам предлагается подумать над такими вопросами:
1) Как возникают правовые отношения? (Ребята указывают, что этому способствуют конкретные жизненные обстоятельства. (Захотел купить утюг — купил; в результате молнии сгорел дом, и страховая компания возмещает убытки.) Учитель поясняет, что эти обстоятельства именуют юридическими фактами. Они порождают, изменяют или прекращают правовые отношения. В одних случаях связаны с волей человека (действия), а в других нет (события). Пусть ученики придумают ситуации в жанре любовного детектива и фантастики, где встречались бы юридические факты.)
2) Можно ли считать правом:
— требование сотрудника ГИБДД к водителю машины заплатить штраф за превышение скорости на дороге? (Да.)
— требование соседа не развешивать мокрое белье на улице? (Нет.)
— требование учителя отвечать только на «отлично»? (Нет.)
В связи с тем, что понятие «право» многозначно и до сих пор нет единого его понимания, учителю необходимо пояснить, в каком смысле будет употребляться это слово.
Формирование общественных мотивов поведения
Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными видами детской деятельности. Эта работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы. Например, педагог намеча ...
Виды дидактических игр
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устан ...
Рекомендуемые виды учебной деятельности
Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду. После этого учеников можно вывести на улицу для наб ...