Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву

Страница 4

Ребятам предлагаются задания:

1) Спрогнозируйте жизнь в обществе, в котором право не вмешивается в различные сферы общественных отношений. Составьте рассказ от имени главного героя.

2) Спрогнозируйте жизнь общества, где право регулирует каждый шаг, поступок человека. Составьте рассказ от имени главного героя.

3) Как договориться людям о правилах поведения, если один из них жадный и не уступает ни в чем другому, а другой вредный и пытается унизить первого? Что делать, если один слишком наивный и доверчивый, а другой хитрый и ловкий?

Как может помочь право? Смоделируйте конкретные ситуации с участием этих людей.

Итак, ученики самостоятельно выясняют, что право упорядочивает нашу жизнь, является стабилизирующим фактором в обществе. Оно предотвращает произвол, но в то же время оказывает помощь.

Задание для группы 1.

Извлечение из Дигестов, или Пандектов, Юстиниана (так называли юридические общие и нормативные работы).

По инициативе Юстиниана были собраны и переработаны юридические правила в виде выдержек из сочинений римского права:

«Ульпиан: Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошлослово«право» (jus). Право получило свое название от правосудия (institia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом.

1)По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.

2) Изучение права распадается на 2 части: публичное и частное. Публичное право которое относится к положению римского государства; частное которое относится к пользе отдельных лиц. Существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении .

3) Естественное право это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам .

Павел: «Право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым. В другом смысле «право» — это то, что полезно всем или многим в каждом государстве .»

Вопросы:

1. Сформулируйте понимание права с точки зрения наших далеких предков.

2. Чем занимались юристы в прошлом?

3. Выскажите свое отношение к такому пониманию права. С чем вы согласны? С чем нет? Ответ аргументируйте.

Задание для группы 2.

Извлечение из Пандектов Юстиниана:

«Марциан: Закон есть то, чему все люди должны повиноваться. Всякий закон есть мысль и дар Бога, решение мудрых людей, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней.

Ульпиан: Право устанавливается не для отдельных лиц, а общим образом.

Папиниан: Закон есть общее для всех предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее для всех граждан обещание государства .»

Вопросы:

1. Поясните сущность права на основании представлений римских юристов.

2. Сопоставьте эти взгляды с вашим собственным пониманием права. Сделайте вывод.

Задание для группы 3.

Извлечение из законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.):

«198. Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз.

199. Если он повредит глаз раба-человека или сломает кость рабачеловека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.

201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра».

Вопросы:

1. Можно ли говорить о том, что в основе законов были первобытные обычаи? Почему?

2. Как в законах отразилось социальное неравенство общества?

О чем это свидетельствовало?

Ребятам необходимо показать, что понятия «закон» и «право» не являются синонимами. Большинство юристов считают, что право — это некое содержание правил, которое формируется в обществе, им придается юридическая сила от имени государства, выступающего гарантом их соблюдения. Закон является лишь внешним выражением права, его оболочкой, формой, в которую и заключается содержание.

Однако есть и другая точка зрения: вне закона права нет. Закон устанавливается государством, а его содержание также определяется государственной властью. В этой связи право и закон по своему смыслу совпадают.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Классификация уроков нетрадиционной формы для обучения лексике
Мы установили, что нестандартные уроки преследуют общую цель: поднять интерес обучаемых к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных ...

Организация, проведение и основные результаты подготовительного этапа эксперимента
Подготовительный этап эксперимента был проведен во вторых классах средней образовательной школы № 56 ст. Варениковской. Классный руководитель 2 «А» - Бабич Г.В. Количество учащихся в классе – 23 человека: девочек – 13, мальчиков – 10. Классный руководитель 2 «Б» - Ткаченко Л.Г. Количество учащихся ...

Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
Воспитательная система школы самбо имеет своей целью создание условий для поддержки и активизации личностного роста и самоопределения воспитанников, что подразумевает создание условий для решения каждым воспитанником основных задач своего возраста, необходимых для полноценного проживания, настоящег ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru