Ребятам предлагаются задания:
1) Спрогнозируйте жизнь в обществе, в котором право не вмешивается в различные сферы общественных отношений. Составьте рассказ от имени главного героя.
2) Спрогнозируйте жизнь общества, где право регулирует каждый шаг, поступок человека. Составьте рассказ от имени главного героя.
3) Как договориться людям о правилах поведения, если один из них жадный и не уступает ни в чем другому, а другой вредный и пытается унизить первого? Что делать, если один слишком наивный и доверчивый, а другой хитрый и ловкий?
Как может помочь право? Смоделируйте конкретные ситуации с участием этих людей.
Итак, ученики самостоятельно выясняют, что право упорядочивает нашу жизнь, является стабилизирующим фактором в обществе. Оно предотвращает произвол, но в то же время оказывает помощь.
Задание для группы 1.
Извлечение из Дигестов, или Пандектов, Юстиниана (так называли юридические общие и нормативные работы).
По инициативе Юстиниана были собраны и переработаны юридические правила в виде выдержек из сочинений римского права:
«Ульпиан: Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошлослово«право» (jus). Право получило свое название от правосудия (institia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом.
1)По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.
2) Изучение права распадается на 2 части: публичное и частное. Публичное право которое относится к положению римского государства; частное которое относится к пользе отдельных лиц. Существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении .
3) Естественное право это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам .
Павел: «Право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым. В другом смысле «право» — это то, что полезно всем или многим в каждом государстве .»
Вопросы:
1. Сформулируйте понимание права с точки зрения наших далеких предков.
2. Чем занимались юристы в прошлом?
3. Выскажите свое отношение к такому пониманию права. С чем вы согласны? С чем нет? Ответ аргументируйте.
Задание для группы 2.
Извлечение из Пандектов Юстиниана:
«Марциан: Закон есть то, чему все люди должны повиноваться. Всякий закон есть мысль и дар Бога, решение мудрых людей, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней.
Ульпиан: Право устанавливается не для отдельных лиц, а общим образом.
Папиниан: Закон есть общее для всех предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее для всех граждан обещание государства .»
Вопросы:
1. Поясните сущность права на основании представлений римских юристов.
2. Сопоставьте эти взгляды с вашим собственным пониманием права. Сделайте вывод.
Задание для группы 3.
Извлечение из законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.):
«198. Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз.
199. Если он повредит глаз раба-человека или сломает кость рабачеловека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.
201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра».
Вопросы:
1. Можно ли говорить о том, что в основе законов были первобытные обычаи? Почему?
2. Как в законах отразилось социальное неравенство общества?
О чем это свидетельствовало?
Ребятам необходимо показать, что понятия «закон» и «право» не являются синонимами. Большинство юристов считают, что право — это некое содержание правил, которое формируется в обществе, им придается юридическая сила от имени государства, выступающего гарантом их соблюдения. Закон является лишь внешним выражением права, его оболочкой, формой, в которую и заключается содержание.
Однако есть и другая точка зрения: вне закона права нет. Закон устанавливается государством, а его содержание также определяется государственной властью. В этой связи право и закон по своему смыслу совпадают.
Информационная функция
Согласно А.Бирнбауму количество информации, обеспеченное j-м заданием теста в данной точке θi - это величина, обратно пропорциональная стандартной ошибке измерения данного значения θi с помощью j-го задания. Для описания информации, соответствующей заданию вводится информационная функция ...
Анализ практической деятельности. Констатирующий
эксперимент
Бег между 2 шнурами расстояние 30 см Лазанье по гимнастической стенке высота 1, 5 м. Ловля мяча с расстояния 100 см. Метание предметов на дальность Метание набивных мячей в горизонтальную цель раст, 1м. Прыжки на 2 ногах на месте , слегка продвигаясь вперед Прыжки на 2 ногах ч-з 2 параллельные лини ...
Роль социального педагога в
системе социально-правовой защиты детства
Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организато ...