Д. Берлайн [64] разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.
В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча [56], Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена, Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий [56].
В теории мотивации А. Маслоу [26] отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.
Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым [22] и С. Л. Рубинштейном [44] . Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность» [22].
Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель [14].
Под влиянием ведущей учебной деятельности у младших школьников складывается устойчивая система мотивов.
В 6-7 лет преобладают широкие социальные мотивы: стать взрослым, занять место школьника и т.д. Уже к концу первого класса этот мотив реализован, поэтому важно чтобы от 1 класса к 4 классу нарастали мотивы учения.
Младшему школьнику свойственно так же преобладание узко-личностных мотивов – одобрение окружающих, престижность. [13]
К 3 – 4 классу формируется мотивация достижения успеха. Для того чтобы реализовать этот мотив младшему школьнику необходимы следующие личностные качества:
Безграничное доверие взрослым (учителям), подчинение и подражание им. Дети полностью признают авторитет взрослого, безоговорочно принимают его оценки
Самооценка ребенка формируется под воздействием взрослых
Сознательная постановка целей и волевая регуляция
При достаточном внимании со стороны взрослых и стимулировании успехов ребенка, формируется мотив достижения успеха. Если взрослый мало поощряет за удачи и больше наказывает за неудачи, то формируется мотив избегания неудач [30].
Максимально благоприятный для младшего школьника является вариант личностного развития:
Сильная мотивация достижения успеха;
Низкая мотивация избегания неудач;
Всё большее место занимает мнение коллектива и сверстников, поэтому появляются общественно-значимые мотивы: не подвести класс, выиграть у других, показать что мы лучшие, умнее и т.д. в тоже время следует отметить особый рост интересов младших школьников.[55]
Методика работы по развитию пространственных представлений у дошкольников
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей дейс ...
Разработка план-конспекта урока «Создание компьютерной модели
и резание деталей на станке с ЧПУ»
Тема урока: «Создание компьютерной модели и резание деталей на станке с ЧПУ». Цели урока: Сформировать у учащихся знания и умения по компьютерному моделированию изделий. Способствовать развитию пространственного воображения, умений аргументировать свои мысли, уверенности в принятии решений, расшири ...
Идея рефлексивного подхода
Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования. Рефлексивная культура характеризуется: • готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; • умениями обретать новые смыслы и ценности; • умениями ...