Быстро идет и накопление словарного запаса. К двум годам в активном словаре слышащего ребенка около трехсот слов, к трем годам – около тысячи и к пяти – шести годам почти три тысячи. Правда, в этот период ребенок понимает и употребляет слова очень своеобразно. Часто он сам выдумывает и изобретает свои слова по аналогии: «намакаронился», «задверил руку», «брюки нахмурились», «голова босиком» и т.п. (наблюдения Чуковского). В процессе речевой практики идет и овладение грамматическим строем языка. Никто специально пока не обучает ребенка грамматики. Однако основные законы и грамматические нормы языка практически усваиваются еще до поступления в школу: правильно употребляются грамматические связи слов в предложении – согласование, управление, примыкание, правильно употребляются предлоги, формы глагола, формы падежей.
Некоторые ошибки, которые допускает слышащий ребенок в этом возрасте, лишь подтверждают, что он уже сознательно задумывается над некоторыми грамматическими формами и в целом правильно усвоил модель словосочетаний. Так, еще не зная исключений, он «исправляет» взрослых и говорит: «Поедем не в метро, а в метре», « Пришивают пуговицу не к пальто, а к пальте» и т.п. Идет овладение и грамматическим строем предложения. Сначала предложение ребенка может состоять из одного слова. Затем появляются двучленные и трехчленные предложения, которые состоят не только из главных, а и второстепенных членов. И позже появляются сложные грамматические конструкции с сочинительными и подчинительными союзами. Все это говорит также об усложнении форм и процессов развивающегося мышления.
Как видно из вышесказанного, речевое развитие нормально развивающегося ребенка идет на основе слуха, на основе богатой речевой практики. Совершенно по-иному идет речевое развитие глухого ребенка. Он не слышит речи окружающих, не может ей подражать и поэтому не может научиться говорить сам.
Но потребность говорить, что-то спросить, выразить свои мысли, желания у него не меньше, чем у слышащего. Эта потребность порождает своеобразную систему общения, коренным образом отличную от речевой системы – мимику и жесты. Маленький глухой ребенок прибегает для выражения своих мыслей сначала к его естественным мимическим жестам и знакам, а потом изобретает и искусственные. Отсутствие речи, ограниченность и бедность речевой практики лишают его возможности перенимать опыт взрослых, усваивать новые понятия. Все это накладывает отпечаток на общее развитие ребенка в целом. И чем старше возраст, тем больше разрыв между глухим и слышащим. Правда, он может быть компенсирован в значительной мере, если создать для глухого соответствующие специальные условия обучения. Раньше обучение речи глухого ребенка начиналось только с поступления в школу, сейчас созданы специальные детские сады, где обучение речи и формирование понятий у детей начинается с раннего возраста. Такие дети приходят в школу уже со значительными навыками словесной речи, что облегчает процесс ее формирования в школьный период. Они могут поступать сразу в 1 класс, минуя приготовительный.
В школьный период речевого развития различие между глухим и слышащим ребенком продолжает оставаться, хотя к старшим классам несколько уменьшается.
Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву
Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Изучение теорет ...
Подписание Болонского соглашения
Фундамент для подписания Болонского соглашения был заложен Сорбонской декларацией, которую 25 мая 1998 года на юбилее Парижского университета подписали министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. В "Совместной декларации о гармонизации структуры системы европейского высшег ...
Методы формирования
самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских
На уроках для формирования самоконтроля используются различные методы обучения. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. ...