Анкетирование ребят старших классов общеобразовательной школы

Во время прохождения школьной практики было проведено анкетирование в старших классах среди учащихся 10 А и 11 А классов с социально-экономическим уклоном. Цель анкетирования – выяснить, знакомо ли ребятам понятие систематизации и обобщения и как часто ребята самостоятельно обращаются к приемам систематизации в учебной деятельности.

Ребятам были даны следующие вопросы:

1. Нравится ли отвечать параграф по готовому конспекту и почему?

2. Как вы готовитесь к проверочной работе?

3. Как вы понимаете термин «систематизация знаний»?

4. Умеете ли вы составлять конспекты при работе с книгой?

5. Представьте себя в роли учителя физики, как бы вы провели урок повторения перед городской проверочной работой?

В анкетировании участвовали 22 десятиклассника и 20 одиннадцатиклассников. При анализе ответов на первый вопрос о том, нравится ли отвечать по конспекту, учащиеся 10 класса утвердительно положительно ответили, обосновав это тем, что можно подсмотреть, в конспекте выделяются основные моменты, благодаря которым, ответ получается более уверенный. Учащиеся 11 класса большинство ответили «да», но встретились и отрицательные ответы, которые пояснялись тем, что не всегда удобно отвечать по конспекту, порой можно обойтись. Это явление можно объяснить тем, что одиннадцатиклассники более уверены в себе, более требовательнее к себе и даже составляя конспекты, желают отвечать без него.

Второй вопрос тесно сочетается с темой квалификационной работы, его цель – узнать какими методами систематизации владеют ребята на практике. Для наглядного представления и сравнения обратимся к рисунку.

гистограмма 1

1 – выписывают формулы и определения;

2 – конспектируют главу;

3 – составляют схемы;

4 – составляют таблицы;

5 – заучивают формулы.

Итак, в десятых классах перспектива больше отдается выписыванию формул, т.е. заготовке шпаргалок, на втором месте таблицы и конспекты. В 11-ом классе ребята предпочитают более осмысленному написанию формул в их взаимосвязи – схемы, таблицы. Такое явление объясняется возрастными особенностями и психологическими настройками ребят – десятиклассники еще не чувствуют ответственности за будущее, а одиннадцатиклассники хотят знать, осмысленно учить для «завтрашнего» дня.

Очень интересно ребята раскрыли понятие «систематизации» знаний. Вот примеры ответов десятиклассников:

- «Обобщение имеющихся знаний»;

- «Упорядочение знаний»;

- «Объединение полученных знаний с новыми»;

- «Приведение определенных знаний в систему»;

- «Постоянная проверка знаний»;

- «Совокупность всех знаний».

Одиннадцатиклассники расширили это понятие:

- «Упорядочение знаний в стройную систему»;

- «Знания, расположенные в определенном порядке»;

- «обобщение и повторение уже полученных знаний с новыми с целью вспомнить и ликвидировать пробелы по теме».

Среди определений данных десятиклассниками попадались и несуразные ответы, что говорит о полном отсутствии понятия в словарном запасе, но возможном применении методов систематизации. Таким образом, в целом ребята имеют представление о систематизации, хоть и не могут дать правильного понятия. Одиннадцатиклассники обладают более широким словарным запасом и грамотнее выражают свои мысли. Но для учителя такая проверка служит определенным сигналом о том, что применяя неоднократно методы и приемы систематизации на уроках, необходимо пояснить ребятам о самом процессе систематизации и обобщения, о приемах и методах и о пользе в учебном процессе.

Судя по ответам на четвертый вопрос все ребята умеют составлять конспекты, а вот двое одиннадцатиклассников ленятся писать и предпочитают подчеркивать основное в книге карандашом. Но и подчеркивание хороший признак, указывающий на умение работать с книгой, искать важные мысли.

Пятый вопрос более творческий и ребята представили различные варианты. Многие склонялись к тому, чтобы вначале повторить формулы и определения, а потом прорешать задачи. Таких мнений более 60 процентов, возможно, это вызвано тем, что учитель именно так организует подготовку к проверочной работе. В 11 классе ребята уже показали знание систематизации, выдвинув ее как метод для подготовки к контрольной работе. Таких вариантов было 5, остальные склонились к простому повторению материала, без демонстрации взаимосвязи фактов и явлений.

В целом сложилось впечатление, что ребята интенсивно пользуются методами систематизации, уверенно конспектируют и воспроизводят конспекты, многие знакомы с приведением знаний в систему, т.е. во взаимосвязи, причем в более старшем возрасте ребята осознаннее подходят к процессу повторения и учению.

Практическое осуществление полового воспитания
Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что – отклонение от нормы. Важно, чтобы взрос ...

Методики правового обучения в практике работы школ
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...

Роль методиста в организации управленческой деятельности
Какими же качествами руководителя должен обладать методист, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выполнению ими своих обязанностей? Васильева А.И. (8) считает, что методисту необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этог ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru