В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной становится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, труд- но получить ответ с помощью мышления, здесь вступает в права фантазия.
Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-- то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны и нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, аппарат воображения всегда будет полезен.
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем, аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего, но и может выступать в некоторых обстоятельствах, как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае, человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений. Его задача - скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д. К примеру создав образ Манилова, Н.В.Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельностн. Их фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.
Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грёзах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грёзы, то это качество является по сути дефектом развития личности, который свидетельствует о ее пассивности. И если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности. Где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.
Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.
Модель социального управления в сфере социально-педагогической работы
социальный педагогический управление централизация Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки. Наука управления, в этом отношении мало отлича ...
Коррекционная направленность нетрадиционных техник изображения
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость. Между тем приме ...
Рекомендуемые виды учебной деятельности
Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду. После этого учеников можно вывести на улицу для наб ...