Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Страница 7

Музыкальное произведение, записанное композитором при помощи нот, однозначно, однако в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Стимулирование педагогом вариативного подхода к исполняемому произведению ведет к формированию богатого творческого воображения учащихся, повышает художественную выразительность игры.

Как уже говорилось, деятельность музыкального воображения связана с музыкально-слуховыми представлениями, которые развиваются на основе восприятия музыки. Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща; во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых - это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий - то, что воспринимается сознанием публики, становясь частью музыкальной культуры, приживаясь в ней; и наконец, музыкальное восприятие — это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора; всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.

Английский психолог Вернон Ли, автор фундаментального труда «Музыка и ее почитатели», считает что отклик людей на музыку бывает двух видов: "слушатели" (по-английски — lesteners, что подразумевает некоторую слушательскую деятельность), и "слышатели" (по-английски — heares, что означает слышащие непреднамеренно, невольно):

«"Слушание" имеет место тогда, когда человек опирается на то, что движется и изменяется, и в нем самом этот процесс вызывает сложную духовную и интеллектуальную деятельность высшего порядка. "Слышатели", наоборот, склонны грезить наяву, их внимание уносится далеко от музыки. Вместо того чтобы концентрировать свой музыкальный опыт так, чтобы все другие мысли казались посторонними, моменты активного внимания к музыкальным формам возникают как острова, заливаемые волнами разнообразных мыслей: воспоминаний, ассоциаций, предложений, визуальных образов и эмоциональных состояний, плавающих вокруг более или менее ясных музыкальных впечатлений. Таким образом, одно соучаствует в другом, образуя гомогенное или своеобразно мечтательное состояние».

В контексте данного раздела весьма важна информация относительно особенностей музыкального воспитания ребёнка. Так, Д.К. Кирнарская считает: «Музыкальное восприятие ребенка в отличие от взрослого должно включать в себя следующие черты: преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями». Этим самым автор указывает, на доминирование в работе образного начала.

Эту же мысль подчёркивает и Г. М. Цыпин, по мнению которого, нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Более того учёный указывает на то, что этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности, здесь много такого, что естественным образом пробуждает любопытство ребенка. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления природы. Она может веселить или печалить, под нее можно танцевать, маршировать, разыгрывать разные сценки «из жизни» и т. д. Учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки — в этом, собственно, одна из главных целей музыкального воспитания, ровно, как и формирование-развитие способности воспринимать музыкальные явления.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Необходимость модернизации
Период конца ХХ — начала XXI в. ознаменовался значительными открытиями и достижениями в разных областях академической и отраслевой науки. Научный прогресс предполагает адекватные изменения в системе общего среднего образования, которое является базовым звеном в системе образования в целом. В соврем ...

Критерии оценки реальных учебных проблем
Для того чтобы учитель мог целенаправленно подводить учащихся к выбору проблем для учебных занятий, можно предложить несколько критериев их отбора. Некоторые критерии уже упоминались. Так, проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся. То, что может стать пробл ...

Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся
Каким образом обосновать применение реального проблемного подхода в обучении географии? Здесь можно выдвинуть, по крайней мере, три причины. Во-первых, становится все более очевидным, что умение решать проблемы играет важнейшую роль в жизни граждан любой национальности, будь то высокоразвитые или р ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru