Воображение как фактор системы музыкального восприятия

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Воображение как фактор системы музыкального восприятия

Страница 1

В исполнительской и педагогической практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. Выступая как доминирующее свойство личности, музыкальность существенно влияет на поведение, интересы, склонности – все стороны психической деятельности индивида, выступая потенциалом, а музыкальное восприятие – процессом. Именно музыкальность детерминирует количественно-качественные особенности восприятия, выражаясь в музыкальной деятельности, которая, в свою очередь, раскрывает потенциал музыкальности и развивает его.

Будучи системообразующим фактором музыкального восприятия и системным качеством личности, музыкальность как музыкально-психологическая категория и является предметом научного исследования. У нее до сих пор нет четкого определения сущности, структуры, диагностики, поскольку проблема музыкальности носит междисциплинарный характер – на стыке психологии, педагогики, эстетики, культурологии и музыкознания, что, как следствие, влечет за собой отсутствие возможности единого толкования понятийного аппарата музыкальности, определения ее составляющих и детерминантов.

С точки зрения Б. Теплова, музыкальность рассматривается как «совокупность нескольких способностей». Возникает вопрос, – каких именно способностей? Современные исследователи (Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.) в области психологии способностей и музыкальной психологии пришли к пониманию того, что способности, составляющие музыкальность, не могут сводиться только к «специфическим» способностям, а должны сочетаться в структуре музыкальности, исходя из теории способностей В.Д. Шадрикова и В.Н. Дружинина, с так называемыми «специальными» и «общими способностями» – в противном случае музыкальность как свойство личности уже не была бы музыкальностью, а сводилась у индивида всего лишь к чувству ритма, интонационному, ладовому чувству или чувству интервалов, т. е. музыкальным способностям, совершенно не отождествляемым с музыкальностью, как ее представляют большинство современных исследователей. При этом коммуникативное намерение автора музыкального произведения потеряло бы всякий смысл, а коммуникативная направленность музыки потеряла бы свое значение, что привело бы, в конечном итоге, к непониманию музыкальной речи, музыкального языка. Еще Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и другие исследователи видели в музыке, музыкальной речи своеобразную и единственную в своем роде форму коммуникации между людьми, их духовного общения друг с другом. Как средство коммуникации и одновременно структуру, в недрах которой зарождаются и оформляются сами музыкальные мысли, трактует музыкальный язык и В.В. Медушевский. Следовательно, музыкальность, чье функциональное предназначение, вытекает из сказанного, – адекватное восприятие информации, переданной средствами музыкальной выразительности, с последующим осознанием этой информации и передачи ее в каком-либо виде в музыкальной или внемузыкальной деятельности (вербализации). Не может быть ограничена всего лишь музыкальными способностями, а должна сочетать в себе какие-то еще качества или свойства личности индивида. Рассмотрим это предположение подробнее.

В своих исследованиях музыкальности некоторые ученые выделяют такое свойство личности, как эмоциональность, которое к настоящему времени стали определять как значимый и релевантный музыкальности фактор. По мнению Б.М. Теплова, «основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоего содержания». Эту же точку зрения разделяют В. Мясищев и А. Готсдинер. Они считают, что «…музыкальность – это специфическая способность через восприятие музыкально-слуховых компонентов эмоционально глубоко переживать музыку, чувствовать ее содержательную сторону». Таким образом, музыкальность в своем составе должна содержать элемент, отвечающий за осмысление получаемой информации, или содержания. Это предположение находит подтверждение в высказывании Г.М. Цыпина: «Мыслить – значит соотносить, сопоставлять то, что звучит в данный момент, с тем, что уже отзвучало, а по возможности и с тем – если «мыслит» музыкально одаренный и профессионально «подкованный» индивид, – что должно будет прозвучать в дальнейшем, по ходу развития музыкальных идей».

О значении воображения в музыкальном восприятии и, соответственно, в музыкальности размышляют и другие исследователи. Причем некоторые авторы ассоциируют воображение с творчеством, и это оправданно. По мнению Ф.Т. Михайлова, в его теоретическом исследовании креативной основы психики «во образ –это не что иное, как креативный акт продуктивного воображения, он-то и творит». Предметами переживаний, мыслей, памяти, восприятия, по мнению этого исследователя, являются образы, «создаваемые креативным продуктивным воображением» (Михайлов Ф.Т. – 1974). Творческий аспект в воображении видит и Д.Н. Узнадзе, – «Воображение, мышление, – полагает он, – являются своего рода творчеством, своего рода психической деятельностью, в которой действительность отражена не пассивно, а активно». «В случае воли субъект обращается к этим активным процессам – воображению и мышлению, с их помощью создает, строит воображаемую ситуацию» – продолжает эту же мысль Г.М. Цыпин.

Страницы: 1 2

Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры
Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Об ...

Особенности изограмотности как основы изодеятельности
На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков. У детей младшего дошкольного возраста происходит ...

Модели инвалидности
Процесс демократизации социальной политики, происходящий в России, постепенно изменяет отношение общества к проблеме инвалидности. Общество начинает приобретать более широкое понимание проблемы инвалидности как социального явления. Люди, имеющие инвалидность, все реже и реже рассматриваются как без ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru