Такая программа включала наличие следующих этапов развития образных представлений у младших школьников:
1. Первоначальное знакомство слушателей с музыкальным произведением, в результате которого возникают первичные образные представления. Это находит свое отражение в высказываниях учащихся, а также в выражении первоначального образа на бумаге.
2. Детальное осмысление музыкально-художественных представлений (музыкального образа), на основе установления аналогий между средствами музыкальной выразительности, которые создают определенный музыкальный колорит. Это находит отражение в высказываниях детей, ориентированных на более характерные элементы музыкального языка и воплощение осмысленных образных представлений на бумаге. На данном этапе осуществлялись следующие виды деятельности; слушание музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, ее анализ, рисование картин, возникших как результат воображения детей.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что наиболее конкретные, образные представления, возникают у детей при восприятии музыкальных произведений, относящихся к образцам программной музыки. Н о, в этом случае ограничена их фантазия, тогда как при слушании музыкальных образцов, относящихся к внепрограммной музыке, дети улавливают не только общее настроение пьесы, но и разнообразие образных представлений. Образное представление, возникшее у ребенка при прослушивании музыкального произведения, находит отражение в рисунке.
После проведения шести уроков по указанной методике была сделана повторная оценка уровня развитости образных представлений младших школьников. Полученные результаты нашли отражение в таблице № 2.
Таблица 2
Уровни развитости образных представлений у младших школьников. |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | |
Высокий |
9 |
36 |
5 |
20 |
Средний |
8 |
32 |
8 |
32 |
Низкий |
8 |
32 |
12 |
48 |
Сравнивая исходный и конечный уровни развитости у учеников образных представлений, в процессе опытно-экспериментальной работы можно выявить динамику роста в процессе слушания образцов не программной музыки, результаты такого сравнения в экспериментальном классе, приведены в таблице № 3:
Таблица 3
Исходный уровень |
Конечный уровень | ||||
Уровни развитости образных представлений у младших школьников. | |||||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | ||
Высокий |
5 |
20 |
Высокий |
9 |
36 |
Средний |
9 |
36 |
Средний |
8 |
32 |
Низкий |
11 |
44 |
Низкий |
8 |
32 |
Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. ...
Методы формирования
самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских
На уроках для формирования самоконтроля используются различные методы обучения. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. ...
Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности
По источнику присутствия предпосылок деформации делят на личностные и профессиональные. Соответственно личностные деформации возникают на почве индивидуальных особенностей личности тем или иным образом, проявляющимся в профессии, а профессиональные деформации обусловлены особенностями условий и тре ...