Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Развитие образования » Педагогическая система М. Монтессори » Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Страница 2

В начале XIX века в педиатрической практике были закреплены завоевание теоретических наук, в частности гигиены. Появилось убеждение, что для гармоничного физического развития ребенка не следует стеснять его собственную активность, например, необходимо оставить практику тугого пеленания. Монтессори с юмором описывала мамок и нянек, которые в прошлые времена, заботясь о красоте ребенка, пытались «вытягивать» носики детей, чтобы сделать их прямее, или же «учили ходить» грудного ребенка, переставляя его ножки. Конечно, подобные усилия не имели успеха, они не оказывали влияния на физическое развитие ребенка. В соответствии с наследственной программой, представленной в его генотипе и при отсутствии неблагоприятных условий, ограничивающих развитие, ребенок будет расти и развивать физические возможности исключительно своим собственным путем. Необходимым условием при этом является предоставление в познании окружающего мира свободы движений. Всяческие приспособления, искусственным образом призванные ускорить развитие, такие, например, как ходунки или бегунки, для здорового ребенка вредны. Вредным является и всякое ограничение активности ребенка, например, манеж или же запрещение ползать, ходить и т. п. Предоставление свободы необходимо и для внутреннего, духовного развития человека. Педагог должен при этом занять особую позицию, с любовью и вниманием наблюдая проявления развития ребенка, его внутреннего роста, поощряя его активную деятельность и оказывая ему помощь, чтобы малыш мог справиться с поставленными им самим целями самостоятельно. По мнению Монтессори, ребенок как бы обращается с призывом ко взрослому: «Помоги мне это сделать самому!»

Монтессори считала также необходимым очень осторожно и взвешенно относиться к любым видам поощрения, исходящим от взрослых, особенно в оценочном виде. Похвала воспитателя иногда может даже унизить ребенка.

В Монтессори-группе детского сада, так же как и в Монтессори-школе, не принято ставить отметок – как положительных, так и отрицательных. По мнению Марии Монтессори, успех при самостоятельном достижении цели – лучшая награда для ребенка. Упражнения, выполняемые самостоятельно, являются мощным стимулом для продолжения исследовательской деятельности ребенка, способствуют формированию самоуважения и уверенности в своих силах.

Кроме активного наблюдения, задачей педагога является создание особой «подготовленной среды» для развития ребенка. Каждый ребенок, считала Монтессори, хочет работать, жаждет деятельности. Реализуя свою активность, малыш тренирует и совершенствует себя, впитывает культуру среды. Однако дома, в семье, эта внутренняя потребность ребенка сталкивается с ограничениями со стороны родителей. Порой наблюдается полное несоответствие между декларативным заявлением взрослых о любви и уважении к ребенку и тем, что наблюдается в действительности. Окружающий малыша домашний мир не подготовлен к встрече с ним. Многие предметы в доме слишком тяжелы или велики. Кроме того, взрослые не разрешают ими пользоваться. Ребенку для приобщения к миру взрослых предлагаются игрушки, имитирующие предметы домашнего быта, профессиональные инструменты, однако чаще это всего лишь жалкая подделка. Ими ничего нельзя сделать! Ребенок чувствует себя разочарованным и обиженным. Именно этим обстоятельством объясняется странное, с точки зрения взрослого человека, поведение ребенка, когда малыш во что бы то ни стало хочет получить понравившуюся игрушку, но, завладев ею, очень быстро теряет к ней интерес.

Освоение и приобщение к миру взрослых, к культуре начинается в пространстве своего дома. Поэтому для ребенка главной целью является овладение упражнениями с настоящей кухонной утварью, настоящими предметами быта. Они не только дают ребенку возможность для их естественного функционального использования, но и полны других достоинств: эти «настоящие» предметы такие разные с точки зрения сенсорных ощущений, получаемых при дотрагивании к ним и ощупывании. Это – совсем иное, не то, что пластмассовые игрушки, одинаково гладкие и легкие, раскрашенные в неестественно яркие цвета! Предметы быта помогают ребенку усвоить представление о цикличности человеческой деятельности. Каждое, самое простое домашнее занятие включает в себя структуру «рабочего цикла». Вот ее ступеньки: подготовка деятельности – начало – выполнение – завершение – контроль и сверка с первоначальными планами – повторение цикла или же окончание работы. Взрослые часто просто недооценивают важность такой цикличности, считают возможным в любой момент прерывать работу, иногда делая это из лучших побуждений – чтобы ребенок не переутомился!

Родители часто спрашивают об оптимальной длительности занятий ребенка в различном возрасте. Монтессори считала, что ребенок в состоянии самостоятельно регулировать продолжительность своей работы, находила необходимым обязательное завершение структуры деятельности в отдельном занятии. И это очень важно – позволить ребенку самому определить окончание времени своей детской работы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Анализ проблемы в современной литературе
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессиональн ...

Применение различных форм и методов контроля знаний при изучении раздела «Общая биология»
Эксперимент проводился в течение первой четверти во время педагогической деятельности в 9 классе общеобразовательной школы . Основная общеобразовательная школа работает в режиме шестидневной рабочей недели. Данный режим работы обеспечивает выполнение базового компонента в соответствии с интересами ...

Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946-1958 гг
Летом 1945 г. огромными усилиями педагогов и общественности был организован учет детей школьного возраста, сбор частных пожертвований и отчислений от заработной платы в областной фонд начального всеобуча. В 1946 – 1947 уч. г. Совет Министров и Министерство просвещения РСФСР на обеспечение общедосту ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru