Упражнения практической жизни помогают ребенку освоить смысл заботы об окружающей среде и сформировать ответственность за то, что его окружает.
Замечательны упражнения, тренирующие навыки пересыпания и переливания. Дети любят возиться с водой, сыпучими материалами, например песком. Взрослые часто негативно реагируют на подобные детские занятия, считая их пустой тратой времени, да и уборка после подобных упражнений требует немало сил. В Монтессори-группе детского сада дети могут выполнять эти упражнения, ничего не проливая и не просыпая, прекрасно обучаясь управлять своими движениями.
Эти упражнения служат расширению словарного запаса ребенка, готовят его к освоению простых арифметических действий (например, при раскладывании зерна из одной большой банки в три маленькие ребенок получает представление о делении). Упражнения любимы не только маленькими детьми, но и школьниками, поскольку их выполнение успокаивает ребенка, повышает его самооценку, позволяет настроиться на более сложную работу. Мытье стола, пола, чистка обуви и металлической посуды, сервировка стола и аранжировка букета также относятся к упражнениям навыков практической жизни.
Все необходимое для осуществления этих видов домашней работы приготовлено педагогом в виде упражнений и находится на знакомом для ребенка месте. Малыш может выбрать любое из них для самостоятельной работы и тренироваться в их выполнении.
Значение этих упражнений велико. Они являются как бы мостиком между родительским домом и группой детского сада, готовят малыша к жизни в обществе. В родном доме ребенок испытывает потребность активного участия в тех процессах, которые он наблюдает в мире взрослых, вне зависимости от того, сложно и опасно или же легко и просто их выполнение.
Упражнения навыков практической жизни, помимо всего прочего, содержат элементы культурной среды, их выполнение помогает ребенку осваивать свою национальную культуру. Ребенок познает чувство принадлежности к обществу, усиливается его внимание к миру вещей и миру людей. Выполняя даже элементарные действия, малыш совершенствует свои движения и их координацию, учится концентрации внимания и воли, самостоятельности и саморегуляции.
В соответствии с этими задачами к материалу упражнений предъявляются особые требования. И если родители хотят создать «подготовленную среду» для развития ребенка и использовать дома отдельные упражнения, разработанные Монтессори, они должны эти требования учитывать.
Предметы для упражнений подбираются так, чтобы они имели связь с реальной окружающей жизнью, отражали национальную культуру. По возможности, материал должен быть хрупким. На первый взгляд, это требование выглядит парадоксально. В понятие «практичности» часто включается прочность, устойчивость материала. Из соображений практичности, в ущерб эстетическим качествам вещей, детям нередко предлагают изделия из синтетических материалов. Конечно, такой предмет останется целым, если ребенок уронит его или же неуклюже, с силой поставит на стол. Однако такие прочные предметы не способствуют осторожному, бережному отношению, продуманности движений и действий.
Предметы, используемые для упражнений, должны быть привлекательными, сделанными из природных материалов, чистыми.
Все действия с предметами, составляющими одно упражнение, должны быть продуманы и отрепетированы педагогом заранее.
При составлении упражнения желательно избегать слишком большого количества предметов. Недопустимо отсутствие части предметов, составляющих одно упражнение, без которых нарушается последовательность выполнения действий, например, в комплекте для мытья стола нет губки или чистящего средства и т. п.
Для того чтобы ребенок ориентировался в среде, предметы одного упражнения имеют одинаковую цветовую кодировку и находятся на ограниченном пространстве, например, можно использовать поднос. Конечно, действия с предметами должны соответствовать возрастному этапу развития ребенка, подходить по размеру.
В Монтессори-группе для сохранения концентрации внимания каждое упражнение представлено в единственном экземпляре. Это дает ребенку возможность интересоваться деятельностью других детей без соперничества и соревнования.
Кроме требований к материалу, в Монтессори-педагогике предъявляются высокие требования и к воспитателю. Отдельные черты педагога и его поведения четко определены. Это позиция «активного наблюдения», способы взаимодействия с ребенком во время выбора занятия для работы, знакомство с материалом. Педагог должен в себе самом развивать возможности глубокой концентрации внимания, терпение, наблюдательность.
При описании взаимодействия ребенка с упражнениями или же при выполнении какой-либо другой деятельности Монтессори сознательно избегает слова «игра», предпочитая ему слово «работа». Это сделано специально, поскольку в понимании взрослого человека «игра» – нередко несерьезное, пустое времяпрепровождение. Поэтому, по мнению взрослых, с этим занятием можно не считаться и отвлекать или даже прерывать деятельность ребенка по своему усмотрению.
Консультация для родителей «Возрастные особенности подвижных игр»
И для малыша, и для мамы так важно играть вместе! Для родителей дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собствен ...
Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках
английского языка
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучени ...
Подготовка к изучению химических производств
В процессе изучения химических производств, как и во всей учебно-воспитательной работе школы, решающую роль играет учитель. Без достаточно полного и четкого знания учителем технологии химического производства политехническая подготовка учащихся неминуемо примет абстрактный, формальный характер. В ч ...