1. Анализ исторических документов показывает, что восточные славяне проявляли терпение и сострадание к людям с отклонениями в развитии. Это чувство нашло отражение в христианской концепции деятельной любви к ближнему. В 996 г. князь Владимир возложил функцию призрения на церковь.
В XI в. в Киево-Печерском монастыре преподобный Феодосии основал первую больницу-богадельню для калек и глухонемых. При епархиях и приходах устраивались приюты, в которых содержались дети-сироты, больные, калеки и нищие. В "Поучении Владимира Мономаха" (XII в.) была впервые обоснована идея помощи нуждающимся.
2. Законодательные акты XVI—XVII вв.
"Стоглавый судебник" (1551) предписывал глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума помешать для содержания в монастыри. Закон 1676г. запрещал управление имуществом "глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым", тем самым признавая их неполноценными, недееспособными.
Указ царя Федора Алексеевича (1682) об устройстве на казенный счет двух богаделен в Москве впервые вводил принцип государственной социальной благотворительности в виде закрытых заведений для лиц с физическими и психическими отклонениями.
3. Законодательные акты XVIIIв: Петровские указы (начало века): учреждали богадельни и сиротские дома; запрещали умерщвлять "зазорных" младенцев; запрещали нищенствовать и подавать милостыню. В период царствования Екатерины:
• разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие общественного призрения;
• создаются государственные структуры для организации специальных учреждений и управления ими.
Системе специального образования детей с отклонениями в развитии зародилась и 1797 г., когда было учреждено ведомство императрицы Марии Федоропны, объектом особого внимания которого стали детские приюты.
Французский тифлопедагог В. Гаюи, приглашенный в Россию Александром I, открыл первые специальные учебно-воспитательные учреждения. Опытное училище для 12 глухонемых детей (1806, Павловск); школу для слепых (1807).
В России, как и в Европе, развиваются такие направления помощи детям с отклонениями в развитии:
христианско-благотворителъное — приюты, богадельни, дома призрения;
лечебно-педагогическое — специальные отделения при больницах, школы-санатории;
педагогическое - детские ясли и сады, школы, колонии. По утверждению Н.Н. Мадофеева, в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана есть специальных образовательных учреждений Основа финансирования учреждений специального образования — благотворительные средства.
В начале XX в. функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6.5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. Наиболее заметные:
Попечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых;
Братство во имя Царицы Небесной, учрежденное Святейшим синодом и объединившее во главе с К.К Грачевой энтузиастов в деле призрения, воспитания, обучения детей и подростков с нарушениями умственного развития.
К 1907 г. действовало 61 заведение для глухонемых: школ и училищ - 50; приютов — 7; учреждений семейного типа (для призрения и обучения) - 4.
В них обучались 2226 чел., работали 343 педагога.
В 40 учреждениях преподавание велось на русском языке, в 6 — на немецком, в 6 — на финском, в 9 — на латинском, шведском, эстонском, польском.
К 1914 г. число приютов и учебных заведений для незрячих — и около 30.
Ж 1917г. во многих регионах России были организованы вспомогательные школы, приюты, врачебно-воспитательные заведения, в которых воспитывалось около 2 тыс. детей с различными умственными недостатками
Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями
После рождения каждый ребенок нуждается в том, чтобы за ним ухаживали, в удовлетворении потребностей в еде, в безопасности, в тепле, общении с близкими людьми. Благодаря этому у каждого из нас вырабатываются определенные ценности: способность любить, жалеть, сочувствовать, не наносить вред обществу ...
Мышление и его динамика
Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления [29]. В конце XI ...
Идея гуманитарно-культурологического подхода
Термин "гуманитаризация" в последнее время приобретает более широкое значение и уже не укладывается в рамки "широкого внедрения дисциплин гуманитарного цикла". Само прилагательное гуманитарный сегодня осмысливается как "свойственный человеку, человеческой природе". В т ...