педагогическое управление.
Урок - ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (звено, этап, элемент) учебного процесса.
По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяются уроки:
комбинированные, или смешанные;
изучения нового материала;
формирования новых умений;
закрепления знаний, умений;
обобщения и систематизации;
практического применения знаний, умений;
контроля и коррекции знаний, умений;
интегрированные;
нестандартные.
4. Особенности применены организационных форм специального обучения таковы.
Индивидуальная форма целесообразна, когда:
у ребенка наблюдаются тяжелые и множественные нарушения в развитии и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля, многократности повторения;
ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия;
ребенок обучается на дому.
Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий - 20—30 минут.
Индивидуально-групповая форма возможна при организации коррекционных занятий, развитии речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.
Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Комбинированные (смешанные) уроки обычно проводятся на начальных этапах специального обучения.
В средних и старших классах уроки, как правило, традиционного типа.
Групповые формы учебной работы детей с особыми образовательными потребностями широко распространены в специальной школе.
В необходимых случаях на уроке учителя используют индивидуализированную форму организации взаимодействия с отдельными учениками, отстающими от других.
5. Дополнительные формы организация педагогического процесса в системе специального образования: экскурсии; самоподготовка; добавочные занятия и т.п.
Вспомогательные формы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии:
• факультативы;
• кружки;
• клубы по интересам и т. д.
Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.
К средствам обучения относятся:
живое слово учителя; виды искусства; наглядные пособия; технические средства обучения; собственная деятельность детей; педагогические ситуации; природная среда; окружающая обстановка.
Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Выделяют следующие функции средств обучения.
компенсаторную;
адаптивную;
информативную;
интегративную:
инструментальную.
2. Слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной. инструмент воспитывающего и обучающего воздействия ученика для его личностного, интеллектуального к деятельностного развития.
В специальном образовании используются такие средства, как тактильная и жестовая речь.
Тактильная речь (по определению Т.И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения) "считывает" передаваемую информацию.
Жестовая речь имеет две разновидности:
разговорная - употребляется как средетпо неофициального межличностного общения;
калькирующая - каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.
Зрительное восприятие устной речи " "чтение с лица", или чтение с губ, — используется в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации.
Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством) общения с липами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.
3. Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство — эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.
Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе (по Т.И. Галишниковой):
психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений;
психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;
Модульное обучение
Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Модульное обуче ...
Цели и задачи элективных курсов
Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить с ...
Содержание технологического образования школьников
в 10 классе по теме «Художественно прикладное творчество»
Анализ школьной программы по технологии в 10 классе. Раздел художественно прикладное творчество (20 часов). 1) Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология, 1-4 классы, 5-11 классы. / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: - "Просвещение", 1995. ...