В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Однако первые движения малыша всегда непроизвольные, они отрывисты и конвульсивны. Руки ребенка второго месяца еще сжаты в кулачки и нет такого понятия, как сознательный захват предмета – только рефлекторный. На третьем месяце пальцы уже осознанно хватают предмет, однако большой палец не участвует в захвате. Поэтому от рождения ребёнка и до 3 месяцев
необходимо способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из разных положений – над головой, сбоку – причём обеими руками. Родителям необходимо создавать ситуации, которые будут обогащать тактильную чувствительность ребёнка и способствовать тому, чтобы ребёнок самостоятельно исследовал окружающий мир и развивались его слуховые и зрительные реакции. Для этого необходимо давать трогать, мять и гладить предметы из совершенно разных материалов. На данном этапе важно широкое использование шариков, палочек, игрушек – это могут быть разнообразные подвески над манежем на расстоянии 10-15 см от согнутых рук ребенка. Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенку нужно было повернуться, чтобы дотянуться до них.
С четырех месяцев
движения ребенка становятся гораздо свободнее и осознаннее, пальцы разжимаются и малыш уже умеет держать погремушку. Захват в это время ещё примитивный, большой палец до сих пор не участвует в захвате. На пятом месяце ребенок - если дать ему два кольца - сразу же крепко их схватит и постарается подтянуться, пытаясь сесть – такой захват называют ладонным. Предметные действия, которые выполняет малыш на этом сроке, ещё не разнообразны – всеми предметами ребёнок орудует одинаково: бросает, мнёт, трогает, пытается положить себе в рот. Поэтому в этот период также рекомендуется делать упор на развитии умений хватать и трогать игрушки, висящие над ребёнком, и производить с ними элементарные манипуляционные действия.
На шестом-седьмом месяце
жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания, движения руки становятся все более точными, а также появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Поэтому с пяти месяцев необходимо учить ребёнка брать игрушку из рук взрослого, причём из разных положений – когда ребёнок лежит на спинке, на животе либо находится на руках у взрослого, а также учить перекладывать игрушку из одной руки в другую, начиная с шести месяцев. К семи месяцам нужно стимулировать дальнейшее развитие рук, действия с предметами и самостоятельное ползанье.
Начиная с 8-9 месяцеву ребенка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. В этом возрасте ребенок совершает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка. По сути, девятый месяц является существенным скачком в развитии мелкой моторики. Тип захвата на этом этапе преобразуется в нижний, "пинцетный", то есть мелкие предметы дети теперь берут двумя пальцами. Что необходимо на этом этапе?
1) Предлагать ребёнку возможность расстегивать кнопки, учить снимать кольца со стержня, открывать коробки.
2) Развивать движения пальцев, предлагая брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизывать на леску большие пуговицы.
3) Организовывать игры: "Сорока-белобока", "Пальчик-мальчик" и прочие, начиная с 9 месяцев.
4) Развивать движения пальцев ребёнка, предлагая собрать кусочки ваты, бумаги и т.д., катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т.д. Предлагать действия с предметами разного размера.
Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, вложить один предмет в другой, наложить один поверх другого, поставить или нанизать один на другой и пр. К концу года дети обращают внимание не только на прямые, но и на косвенные результаты своих действий – приходит осознание, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку – включить или выключить свет и т.п. Кроме того, с предметами малыш начинает работать функционально, активно подражая действиям взрослых: лопаткой копает, ведерком носит песок. Ребенок постоянно и активно изучает все доступные вещи; пытается рисовать, писать – чиркает карандашом по бумаге. Нужно всячески способствовать данным направлениям развития, а именно: ребенок год педагогический умение
О сущности образования в «Школе жизни»
Для определения целей образования «Школы жизни» следует пояснить содержание базисных понятий - Воспитание и Образование, так как бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к детям содержание этих понятий подвергается обновлению: в них восстана ...
Особенности различных видов инвалидности
Согласно 0 от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничени ...
Основные тенденции развития алтайской национальной школы в
1946-1958 гг
Летом 1945 г. огромными усилиями педагогов и общественности был организован учет детей школьного возраста, сбор частных пожертвований и отчислений от заработной платы в областной фонд начального всеобуча. В 1946 – 1947 уч. г. Совет Министров и Министерство просвещения РСФСР на обеспечение общедосту ...