Должностная деформация проявляется в неограниченности властных полномочий, стремлений к подавлению воли другого человека, нетерпимости к мнению других, в отсутствии умения видеть свои ошибки.
Депривационная деформация обусловлена фрустрацией потребностей различного уровня и содержания. Осознание невозможности удовлетворить потребности способствует хроническому переживанию негативных эмоций.
Адаптивная деформация проявляется в пассивном приспособлении личности к конкретным социальным условиям в течение длительной работы в одном и том же учреждении, на одной и той же должности.
Профессиональная девиация – незначительные и не носящие ярко выраженного негативного характера изменения личностных качеств. Как правило, это явление мало влияет на успешность служебной деятельности и на характер межличностных отношений.
Профессиональная деградация – крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.
Административный восторг — своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.
Управленческая эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».
Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Именно этот вид профессиональной деформации чаще всего относят к педагогической деятельности, так как он имеет там безусловное и наиболее яркое проявление. В то время как административный восторг и управленческая эррозия редко проявляются в педагогической деятельности, а относятся к другим профессиям типа «человек-человек».[37, с 19]
Рассмотренные подходы к изучению проблемы профессиональной деформации личности, выбранная нами классификация профессиональной деформаций Э.Ф. Зеера и предпочтительная структура личности позволяют рассмотреть особенности деформации личности педагогов и предпосылок к ним.
Социальное познание: сущность понятия
Любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе. Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не ме ...
Психолого-педагогические
основы определения сущности самоконтроля
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Проблеме самоконтроля посвящены исследования психолога В.В.Чебышевой, так автор под самоконтролем понимает "проверку и оценку собственных действий и их результатов ., используемых механизм ...
Анализ экспериментальной работы выявления эффективности
социально-педагогического управления в деятельности социального педагога в школе
Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся вопросов управления в сфере образования. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям населения в различных учреждениях, в том числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широк ...