Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.
Опишем подготовку к сочинению на тему «Золотая осень» в III классе (сокращенный вариант этой методики был использован также во II классе). [18: 98]
За неделю до назначенного сочинения проведена беседа об осени: почему говорится «золотая осень»? Можно ли назвать золотой всю осень? Почему нельзя? В каком месяце бывает обыкновенно пора, которую называют золотой осенью? Опишите признаки золотой осени. Последнее задание выполняют несколько человек.
Школьникам сообщается, что они будут писать сочинение о золотой осени.
Учитель. Ребята, как вы думаете, уже наступила золотая осень?
Ученик. Нет еще! Листья еще только начинают желтеть.
Дается задание наблюдать за деревьями, не пропустить того дня, когда можно будет сказать: пришла золотая осень!
Следующий этап подготовки – прогулка в парк или в лес. Дети бродят по желтеющей роще, собирают листья, дышат осенним ароматом. Побегав, повеселившись, отправляются домой, полные впечатлений. На уроке идет подготовка к сочинению. Задаются вопросы: нравится ли вам золотая осень? Какие вы знаете картины, на которых изображена осень? Знаете ли стихи об осени – о ее золотой поре? Прочитайте. Чем вы любите заниматься, когда стоит золотая осень? Расскажите, как в эту пору бывает в лесу, в поле, на реке, на озере. Почему все любят золотую осень? Какие дни наступают, когда заканчивается эта прекрасная пора?
Беседа и наблюдения помогают учащимся понять тему, отобрать материал. Дети в сочинении расскажут о прогулках, играх, опишут картины природы, передадут свое настроение.
В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме (такова тема «Погода в октябре») или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения (такова тема «Золотая осень»). Для гармонического развития учащихся оба способа важны.
Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст (например, тема «Почему надо беречь лес» с элементами рассуждения).
Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Так, тема «Кем я буду», казалось бы, требует рассказа о будущем, о своей мечте. Но это сочинение опирается также и на прошлый опыт, на знания о профессиях; младшие школьники обычно мечтают о той профессии, которая им хорошо знакома: учителя, врача, продавца в магазине игрушек, шофера, космонавта…
Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Н а к о п л е н и ю м а т.е. р и а л а в методике сочинений всегда уделялось существенное внимание. Основные источники материала для сочинений делятся на две группы: источники непосредственного опыта учащихся и источники обобщенного, «чужого» опыта (опосредованного). Конкретизируем это разделение.
Классификация средств обучения
Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного в основу признака: 1-я классификация (по общим свойствам) 1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знако ...
Программа исследования: цель, задачи, предмет и объект исследования, характеристика
выборки
Цель моего исследования: проанализировать особенности развития мышления и мотивации младшего школьника. Объектом исследования являются мышление и мотивация учения детей младшего школьного возраста. Предметом является процесс динамики развития мышления и мотивации учения детей младшего школьного воз ...
Исследование техники чтения и понимания почитанного
Первые два исследования – оценивание техники чтения вслух и понимание прочитанного я решила объединить в один эксперимент. Описание методики следующее. Задание 1. Техника чтения вслух и понимание прочитанного. Назначение задания: изучить уровень чтения – способ чтения, количество и характер ошибок, ...