Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их жизненный опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры и труд, их радости и печали. Иными словами, может оказаться, что учащиеся имеют достаточно материала на ту или иную тему и нет необходимости заниматься специальным сбором материала и его организацией.
Накопление материала в значительней степени определяется типом сочинения. Наиболее ясным примером этого могут служить сочинения по картинам, по кино- и диафильмам и т.п. Рассматривание картины в этом случае и есть накопление материала. Однако даже материал, почерпнутый из картины, так или иначе связывается с жизненным опытом учащихся, а также с материалом, который дает учебный процесс.
Взрослый автор, пишущий статью, рассказ или другой текст, всегда пользуется предварительными набросками, записями, а также печатными материалами, справочниками, таблицами. Младшие школьники еще не готовы к этому, но элементарные записи, подготовительные к сочинению, они должны делать. Это могут быть отдельные слова, либо дневник наблюдений природы, либо имена и фамилии людей, о которых надо написать (например, в сочинении по экскурсии на стройку), либо цифры – показатели трудовых достижений работников совхоза.
В ходе подготовки к сочинению дети выписывают отрывки из стихотворений, собирают иллюстрации – открытки, вырезки из журналов, сами делают простейшие зарисовки.
Очень важно, чтобы сбор материала для будущего рассказа, сочинения поднимал уровень общего интеллектуального развития учащихся, чтобы школьник готовился к сочинению и писал его на высшем уровне своих знаний и интересов, чтобы усложняющийся материал стимулировал поиск новых и новых слов, оборотов речи, построение новых синтаксических конструкций – новых типов словосочетаний и предложений, ибо содержание определяет форму, а форма (т.е. слова, предложения) придает содержанию стройность, ясность и обеспечивает понимание.
Сочинения по наблюдениям (описания).
Большой популярностью пользуются сочинения по картинкам, по иллюстрациям. Подготовку к сочинению по картине можно провести так, чтобы ученики могли написать сочинение-описание и сочинение-повествование.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное, важнейшее явление, глубоко осмысливший его и мастерски изобразивший.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).
Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида: 1) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; 2) повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; 3) описание картины.
Выделение звука на фоне слова
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Исследователи отмечают, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безу ...
Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной
проблеме
Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродст ...
Возрастные особенности дошкольников 3-7 лет
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...