в) дома: «Дома все большие, по четыре-пять этажей. В них много квартир. Летом на балконах растут цветы, улица вся в цветах».
Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста.
План может быть составлен как до, так и после зарисовок.
Хотя младшим школьникам, по мнению большинства методистов и учителей, легче составлять сюжетные сочинения, но опыт показывает, что и описания интересуют их, оказываются доступными.
Широкую популярность в школах приобрели сочинения и изложения малых форм, или сочинения-миниатюры. К сочинениям-миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2–3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении-миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Приведем примеры таких сочинений:
Котенок.
Маленький котеночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький, глазки черненькие, точно бусинки. (16 слов; II класс.)
Написано при изучении темы «Имя прилагательное»; употреблено четыре прилагательных, они помогли изобразить котенка живо и ярко.
Снегопад.
С вечера небо затянуло тучами. Потом повалил густой снег. Люди, которые шли по улице, были все в снегу. Снег шел до самой ночи. (23 слова; II класс.)
Задание: подчеркнуть окончания имен существительных, определить число и падеж.
Систематическое выполнение подобных сочинений, а также изложений малых форм создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.
Отзывы о прочитанных книгах (как вид сочинения) очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному) фильму, спектаклю. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали.
В начальных классах сочинения проводятся, как обучающие упражнения. Однако и обучающие сочинения с целью поощрения оцениваются учителем: никакое другое упражнение так всесторонне не выявляет знаний и умений по языку, как сочинение. В начальных классах, особенно в I и II классах, не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки.
Конкурсы профессионального мастерства
как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры
Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Об ...
Средства педагогического воздействия
Основные средства педагогического воздействия 1. Педагогическая беседа; 2. Педагогический прием; 3. Поощрение и наказание; 4. Игра; 5. Деятельность; 6. Искусство; 7. Труд; 8. Живое общение; 1. Педагогическая беседа – это, по выражению Макаренко, "амое кутарное" средство педагогического во ...
Методы и приемы обучения основ изограмотности детей младшего дошкольного
возраста
Методы обучения – это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки. Детям необходимо разъяснить, что следует делать, в какой последовательности выполнять действия, и, что особенно важно, показать и пояснить, как следует действовать, то е ...