В начальных классах национальной школы изложение проводится по изученному и усвоенному, прочитанному в классе небольшому тексту. Как обучающее можно проводить изложение с открытым текстом.
Письменному изложению должна предшествовать большая подготовительная работа. Материал для изложения должен быть хорошо усвоен учащимися в классе. При этом необходимо соблюдать принцип доступности. В то же время текст не должен быть слишком легким, чтобы учащиеся не потеряли к нему интереса. Работа должна вызывать у учащихся определенное умственное напряжение.
Соблюдение принципов доступности и посильности в каждом случае позволяет постепенно переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от коллективного изложение к самостоятельному, от изложения по изученному, выученному тексту к изложению по незнакомому тексту.
Подбор текстов для изложения. Правильный выбор текста для письменной работы имеет большое значение в обучении изложению. Опыт показывает, что для учащихся начальной национальной школы самым доступным является рассказ, в котором развертывается какое-нибудь небольшое событие, имеется сюжет.
Подобранный текст учитель предварительно анализирует как с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса, так и с точки зрения доступности для учащихся. В тексте все слова и конструкции предложении должны быть знакомы учащимся. Если в тексте будут незнакомые слова или словосочетании учитель заранее намечает пути их объяснения, записывает все эти слова на доске. В синтаксическом отношении текст должен быть прост и доступен.
Тексты для изложений постепенно усложняются. В школах с русским языком обучения учащиеся I класса должны уметь писать под руководством учителя небольшое изложение по тексту в 30–35 слов. Во II классе с родным языком обучения пишут коллективно изложения из четырех-пяти предложений, под руководством учителя составляют план небольшой статьи в виде вопросительных предложений.
В III классе как с родным, так и с русским языком обучения для изложений подбираются большие по объему 50–60 слов и более сложные тексты.
Согласно требованиям программы, учащиеся IV класса должны уметь писать изложение по коллективно составленному плану. Объем изложения значительно увеличивается: в школах с русским языком обучения – 80–90 слов, в школах с родным языком обучения – 50–70 слов
Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению, хотя он имеет значение и сам по себе для развития устной речи.
При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работы:
1) воспроизведение прочитанного по вопросам;
2) связный пересказ прочитанного;
3) продумывание заглавий;
4) составление плана к прочитанному;
5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов; творческие работы по прочитанному (сочинения, близкие по тематике к прочитанному).
Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объему и легких по содержанию прозаических произведений – рассказов или статей.
Возьмем рассказ из книги для чтения в 1 классе «Родная речь»
«Лена-помощница»
Лена пришла из школы. Мамы дома не было. Она еще не вернулась с работы.
Лена разделась, повесила платье на вешалку, помыла ботинки и поставила их на место. Потом она подмела комнату и принялась мыть посуду. А потом решила полы протереть. За этим занятием ее застала мама.
Воспитательные традиции христианских народов
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окруж ...
Понятие о воспитании коллектива
Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие 4 положения: 1. Коллектив не является протой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности ...
Права и возможности профессорско-преподавательского
состава
Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь доступ к библиотекам, которые имеют в наличии современную литературу, отражающую разные стороны той или иной проблемы. Они также должны иметь доступ к международным компьютерным сетям, спутниковым программам и базам данных, необход ...