– Спасибо тебе, моя дорогая помощница, – сказала мама и поцеловала дочь. (По О. Бедареву)
После прочтения всего рассказа учитель задает детям несколько вопросов, чтобы убедиться о том, что они правильно поняли содержание прочитанного: «О ком вы прочитали? Как Лена помогла маме?»
Затем рассказ читается по частям, После чтения первых трех предложений (1 части) детям задается вопрос: «Откуда пришла Лена?»
По окончании следующей (2 части) может быть поставлен вопрос: «Как Лена убрала в комнате?» После чтения последнего абзаца учитель спрашивает: «Как мама отнеслась к тому, что сделала Лена?»
Воспроизведя содержание рассказа по данным вопросам, дети остановятся на самых существенных моментах. Таким образом, они уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.
Прочитанный детьми рассказ может быть озаглавлен ими по-другому, не так как это сделано в книге для чтения, например: «Помощница», «Помогла маме».
Качество пересказа показывает, насколько глубоко осознал ученик содержание прочитанного.
При этом важно чтобы пересказ близкий к тексту, проводился не в результате механического запоминания, а на основе работы над текстом. Важным требованием к пересказу является его выразительность. Живость, естественность, интонации при пересказе – лучший показатель того, что ученик понял и усвоил содержание текста.
Пересказы, которые не являются точным воспроизведением содержания прочитанного, а получаются в результате переработки или дополнения его, носят название творческих. Переработка может иметь различный характер:
1) Изменение лица рассказчика. Кроме стилистической переработки (изменение глагольных форм, подбор новых подлежащих, устранение личного местоимения), творческий элемент проявляется в ином освещении содержания. Сын капитана, вернувшись из плавания, будет рассказывать товарищам о пережитом несколько иначе, чем Л. Толстой в рассказе «Прыжок». Представляя себя на месте такого рассказчика, ученик захочет рассказать о его переживаниях: досада на обезьяну, ужас при взгляде на палубу, первая мысль после спасения.
2) Пересказ по измененному плану. Этот вид работы требует изменения последовательности событий или дополнения содержания. Например: пересказ рассказа Я. Тайц «Дни писем и газет» можно начать не с рассказа о ключе, а сначала описать тревогу в семье Степановых из-за отсутствия вестей с фронта, затем рассказать о появлении Вали с письмом и обстоятельствах, предшествовавших этому. Эмоциональность пересказа повысится.
Обобщающая беседа по художественному произведению обычно проводится после 2-х, 3-х кратного чтения произведения. Ей можно предшествовать выборочный пересказ или, если произведение невелико, полный. Часто к проведению обобщающей беседы дети готовятся путем самостоятельного перечитывания произведения. В таком случае учитель перед чтением дает вопросы, которые составят основу беседы.
Для беседы по стихотворению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» достаточно пяти вопросов:
1. Чем занимался Мазай в половодье? (Вопрос нужен, чтобы ввести в активный словарь слово спасал)
2. Почему Мазай весной не бьет, а спасает зайцев?
3. Как же относится старый крестьянин к богатством природы?
4. Что еще мы узнали о Мазае?
5. Почему же писатель Н.А. Некрасов дорожил дружбой со стариком и захотел рассказать о нем в стихах»
Такая беседа помогает понять главную мысль писателя: достоин уважения простой труженик, который знает и любит природу, использует ее по-хозяйски. Отвечая на 1, 2, 5-й вопросы, дети приведут немало доказательств ума, добродушия, опытности Мазая и т.д. Выяснив отношение писателя к Мазаю (5-й вопрос), дети и для себя сделают осознанные выводы о разумном отношении к природе.
Теоретические основы исследования личности учителя как фактора
педагогической деятельности
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с н ...
Идея личностно-деятельностного подхода
Рассмотрим основные характеристики личностно-деятельностного подхода. Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе. Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного о ...
Методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами
Г.М. Лямина [15], Л.С. Метлина [16] подчёркивают, что работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобра ...