Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Развитие образования » Развитие воли младших школьников средствами подвижных игр во внеурочной деятельности » Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Страница 3

Воспитание самостоятельности должно закладываться в семье уже в первые годы жизни ребенка и продолжать в дальнейшем. Конечно, главная обязанность в этом возлагается на родителей.

Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет работа учителя на уроке и во внеурочной работе. Общественные поручения, помощь товарищам, общественные дела — все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою находчивость, самостоятельность [25, с. 151].

Другое важное волевое качество младшего школьника сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. В первое время малыши нарушают правила поведения чаще потому, что не умеют сдерживать себя и не имеют соответствующих привычек. Например, учитель говорит: «Тише», а некоторые учащиеся продолжают открывать и закрывать сумку, крышку парты; учитель предлагает перейти к новому виду деятельности, а кое-кто продолжает предыдущую работу, считая, что новое требование учителя к нему не относится. Это — непреднамеренное нарушение дисциплины, не связанное с упрямством или негативизмом. Кстати, первоначально преднамеренных, злостных нарушений дисциплины почти не бывает. Они возникают, пишет В. С. Кукушин [15, с. 211], позднее при неправильном отношении учителя к нарушениям учащихся, в результате невнимания к эмоционально-волевым особенностям детей.

Непреднамеренное нарушение дисциплины нельзя строго осуждать, но и оставлять без внимания Л. И. Маленкова [17, с. 189] не рекомендует. Надо разъяснять и показывать, как вести себя правильно, тренировать в правильном поведении. Детям недостаточно только словесного указания. Вследствие конкретного характера их мышления они нуждаются в показе; ребенок должен знать не только, что делать, но и как делать. Позже у младшего школьника появляется умение сдерживаться, подчиняться режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних заданий и свой досуг. Этого настоятельно требует от ученика вся школьная жизнь. Например, учитель вошел в класс - ученику необходимо удержаться от соблазна продолжать беседу с товарищем; учитель просил следить по книге за чтением - надо заставить себя не смотреть на картинку, нарисованную на этой же странице; захотелось есть, а в парте лежит вкусное яблоко, - по надо пересилить себя и дождаться перемены и т. д.

Сдержанность, как черта характера, появляется именно в младшем школьном возрасте и быстро закрепляется. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.

Бывает, что у младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка.

В исследованиях И. В. Дубровиной [8, с. 168] выявилось, что наиболее импульсивны в своем поведении мальчики, девочки же более сдержанны. Авторы объясняют это особым положением последних в семье, где они выполняют ряд домашних поручении по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Отбор производств
Для осуществления политехнического обучения знакомить учащихся общеобразовательной школы с большим количеством химических производств нет никакой необходимости, так как политехнический принцип «не требует обучению всему, а требует обучения основам индустрии вообще. В общеобразовательной средней шко ...

Неотложные действия в экстремальных ситуациях
Первое, что должен сделать человек, попавший в беду, — это постараться успокоиться и здраво оценить обстановку. Очень важно в момент аварии изжить чувство страха, наметить наиболее безопасную линию поведения. Действия группы должны проходить по следующему сценарию. Потерпевшие бедствие должны: оцен ...

История Национального образования на Алтае в работах публицистов
История образования в Горном Алтае является составной частью региональной и отечественной педагогической науки. Исторический опыт обучения и воспитания в таком своеобразном по территории и народонаселению регионе интересен и специфичен, обусловлен прежде всего национальными и культурными особенност ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru