Для проведения данного исследования учащимся были даны листы бумаги, на которых предлагается начало предложения: «Воля – это …», «Волевой человек – это …». Дети должны были закончить его.
Анализ данных работ показал, как учащиеся понимают, что такое воля и какого человека можно назвать волевым. Имеются дети, которые не стараются приложить волевые усилия при выполнении заданий учителя. Делают то, что легче и интереснее.
Есть дети, которые, сталкиваясь с трудностями, пытаются их преодолеть, но при любом удобном случае готовы пойти более лёгким путём. При выполнении поручений большинство детей инициативы не проявляют, но данное слово держат. Недостаточно устойчивое проявление воли в деятельности, в поведении было отмечено, например, у Ильи П., Димы Б., Серёжи Т., Алёши Ф., Ильи М., Лизы К.
Другие школьники имеют представление о воле, положительно к ней относятся, в деятельности и поведении детей отмечено устойчивое проявление хорошо развитых волевых качеств. Они готовы к выполнению любых поручений, не боятся трудностей, в преодолении их стараются идти до конца (Карина П., Ваня В.).
Из 24 учащихся лишь 2 человека имеют чёткое представление об этих понятиях (Карина П., Катарина Л.). Были дети, которые показали неточное знание смысла этих понятий (Аня Е., Ваня В.). Большинство же детей не имеют представление о воле (Алёша Ф., Данил Т., Илья М., Данил К.).
По результатам данной методики класс был разделён на 3 группы:
- имеют четкое представление о сущности понятий «воля», «волевой человек» - 2 человека ( 8 %);
- показали неточное представление – 3 человека ( 12 %);
- не раскрыли смысл понятий, затруднились – 19 человек ( 80 %).
Для наглядности данные могут быть отражены на диаграмме:
Для выяснения наиболее значимых качеств личности для детей был использован метод ранжирования.
При проведении данного исследования учащимся предложили список значимых для личности качеств, которые необходимо было расставить в порядке от наиболее значимых к наименее. Качества отражали разные стороны личности, но в список были включены волевые качества.
Анализ обработки результатов, представленных в таблице показал, какие качества личности у детей стоят на первом месте.
волевой дети подвижный игра
Качества Имя ученика |
Вежливый |
Красивый |
Смелый |
Весёлый |
Аккуратный |
Самостоятельный |
Сильный |
Умный |
Скромный |
Решительный | |
1 |
Катя А. |
2 |
5 |
1 |
4 |
3 |
10 |
7 |
9 |
6 |
8 |
2 |
Дима Б. |
4 |
6 |
10 |
2 |
8 |
9 |
1 |
3 |
5 |
7 |
3 |
Денис В. |
1 |
9 |
3 |
5 |
4 |
10 |
2 |
8 |
7 |
6 |
4 |
Ваня В. |
4 |
2 |
8 |
3 |
1 |
6 |
10 |
7 |
5 |
9 |
5 |
Паша Г. |
5 |
7 |
9 |
3 |
8 |
10 |
1 |
6 |
2 |
4 |
6 |
Аня Е. |
2 |
9 |
6 |
1 |
10 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
7 |
Данил К. |
1 |
4 |
10 |
9 |
6 |
5 |
8 |
7 |
2 |
3 |
8 |
Лиза К. |
4 |
9 |
3 |
7 |
6 |
8 |
5 |
10 |
1 |
2 |
9 |
Никита К. |
9 |
1 |
8 |
3 |
7 |
6 |
5 |
4 |
2 |
10 |
10 |
Катарина Л. |
5 |
4 |
6 |
9 |
8 |
3 |
1 |
2 |
10 |
7 |
11 |
Илья М. |
1 |
7 |
9 |
2 |
4 |
6 |
8 |
3 |
10 |
5 |
12 |
Ира Н. |
10 |
2 |
3 |
1 |
7 |
9 |
4 |
8 |
5 |
6 |
13 |
Дима О. |
6 |
10 |
8 |
4 |
7 |
5 |
3 |
1 |
2 |
9 |
14 |
Вадим О. |
1 |
7 |
2 |
4 |
5 |
6 |
9 |
8 |
3 |
10 |
15 |
Илья П. |
8 |
5 |
1 |
4 |
9 |
10 |
2 |
3 |
7 |
6 |
16 |
Карина П. |
6 |
7 |
10 |
4 |
8 |
9 |
3 |
5 |
2 |
1 |
17 |
Андрей П. |
9 |
3 |
1 |
4 |
5 |
6 |
2 |
8 |
7 |
10 |
18 |
Тарас Р. |
6 |
9 |
5 |
1 |
4 |
10 |
8 |
3 |
2 |
7 |
19 |
Стёпа С. |
5 |
2 |
8 |
7 |
4 |
9 |
1 |
10 |
3 |
6 |
20 |
Серёжа Т. |
3 |
10 |
1 |
9 |
7 |
6 |
2 |
4 |
8 |
5 |
21 |
Данил Т. |
6 |
9 |
5 |
1 |
8 |
7 |
3 |
2 |
10 |
4 |
22 |
Алёша Ф. |
6 |
7 |
1 |
4 |
5 |
9 |
2 |
8 |
3 |
10 |
23 |
Света Ч. |
1 |
9 |
8 |
2 |
7 |
6 |
5 |
3 |
10 |
4 |
24 |
Алиса Я. |
5 |
1 |
4 |
3 |
6 |
7 |
9 |
10 |
2 |
8 |
Методы формирования
самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских
На уроках для формирования самоконтроля используются различные методы обучения. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. ...
Речевое развитие глухих и слабослышащих детей
речь развитие нарушение слух глухой Рассмотрим особенности и специфику основных этапов речевого развития глухого ребенка в сравнении его со слышащим. Условно можно выделить три основных этапа – преддошкольный, дошкольный и школьный. Преддошкольный этап речевого развития охватывает возраст до 3 лет. ...
Проблема
структуры школьного исторического образования
В нашей стране в системе школьного исторического образования неоднократно попеременно вводились линейная или концентрическая структуры. С момента введения в 1993 г. концентрической структуры эта проблема всё ещё остаётся актуальной и находится в фокусе общественного внимания. Об этом свидетельствуе ...