Цель: улучшить межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста при помощи реализации коррекционной программы, разработанной на основе театрализованной игры.
Задачи:
1. Подобрать комплекс методик для диагностики взаимных выборов старших дошкольников и выявлению восприятия сверстников в группе.
2. Провести констатирующий эксперимент по определению избирательных предпочтений детей среди сверстников и определению восприятия ребёнка в коллективе группы.
3. Разработать и провести коррекционную работу, направленную на улучшение межличностных отношений старших дошкольников.
4. Провести повторную диагностику и проанализировать эффективность коррекционно-развивающей программы.
Описание выборки: экспериментальная работа была проведена на базе МБДОУ комбинированного вида №40 «Солнышко» города Воткинска. Число детей, участвующих в исследовании составило 21 человек. В экспериментальную группу вошли дети подготовительной группы №5, мальчиков-12, девочек-9.
Возраст испытуемых: 6 лет (старший дошкольный возраст).
Исследование проводилось в 3 этапа:
1. Констатирующий (диагностический) этап, цель которого выявить избирательные предпочтения детей и проверить восприятие друг друга сверстниками в группе.
2. Формирующий этап – цель, которого развитие благоприятных межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы. Программа формирующего эксперимента рассчитана на проведение регулярных занятий.
Длительность одного занятия – 20–30 минут.
3. Контрольный (диагностический) этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на развитие межличностных отношений старших дошкольников.
На констатирующем и контрольном этапе использовались следующие психодиагностические методики на выявление избирательных предпочтений старших дошкольников в группе и выявление восприятия ребёнка в коллективе сверстников.
1. Методика «Лесенка» на выявление особенностей восприятия сверстников и самосознания ребёнка.
2. Методика «Два домика» – цель, которой выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей.
3. Наблюдение.
Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
– популярные («звёзды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырёх) положительных выборов.
– предпочитаемые – дети, получившие 1–2 положительных выбора.
– игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы остаются незамеченными своими сверстниками).
– отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.
Методика «Лесенка»
Цель: выявить особенности восприятия сверстников и самосознания ребёнка.
При анализе результатов важно на какую ступеньку ребёнок себя поставил сам и на какую ступеньку предположительно поставят его сверстники.
1–2 ступенька – низкий уровень (самооценка заниженная).
3,4,5 ступенька – адекватная самооценка
6–7 ступенька – завышенная самооценка.
Все полученные данные были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики, так как они не зависят от характера распределения данных: тест для связных выборок Вилкоксона.
Метод наблюдения.
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
Классификации нарушений развития
Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития (по ИМ Назаровой) причины нарушений; виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. Универсальной классификации в настоящее время нет. Каждая предметная обл ...
Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении
Современная система школьного образования предполагает различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход. В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное изучение ...
Источники
воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве
Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко изменили национальный состав социального пространства, обострив межнациональные взаимоотношения между людьми и тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполн ...