Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0–1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.
На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика межличностных отношений старших дошкольников в экспериментальной группе по двум методикам «Два домика» и «Лесенка».
Основная цель этого этапа – выявление избирательных предпочтений старших дошкольников в группе и выявление восприятия детей в коллективе. Для этого мы провели замеры по психодиагностическим методикам. Обработанные данные представлены в виде гистограмм (рис. 1).
Рисунок 1. Количество взаимных выборов среди дошкольников по методике «Два домика» до проведения программы
Как видно из гистограммы отвергнутых детей в группе нет, а вот принятых и предпочитаемых детей больше, чем звёзд. Так как принятых и предпочитаемых детей больше, то это означает, что всё-таки в группе есть те дети, с которыми мало общаются и играют редко. А вот из таблицы наблюдается, что взаимных выборов не так много как хотелось бы. Есть те дети, с которыми мало общаются и мало играют. Отвергнутых детей нет, но всё-таки взаимных выборов мало. А это значит, что дети общаются только с теми ребятами, которых выбрали. Из этого следует, что в группе коллектив не сформирован, нет сплочённости и доверия друг к другу.
Также рассмотрим результаты диагностики по методике «Лесенка», которые представлены в гистограмме (рис. 2).
Рисунок 2. Данные по методике «Лесенка» до проведения программы
На гистограмме показано, что у детей самооценка низкая, а это значит, что дети не уверенны в себе и не доверяют друг другу, хотя многие дети предполагают, что друзья поставят их на высокие ступеньки. Из этого следует, что у детей нет удовлетворённости в коллективе. В коллективе прослеживается напряжённая обстановка, дети закрыты для общения. У детей не сформированы навыки межличностного общения со сверстниками.
Также проводилось наблюдение для ориентации в реальных детских отношениях. Данные наблюдения показаны на рисунке №3.
На гистограмме показано, что детей с негативным отношением к сверстникам больше, чем с позитивным. Из этого следует, что дети в группе неспособны предотвращать конфликт, они постоянно спорят, ссорятся друг с другом, они не умеют находить подход друг к другу, у детей не развита потребность в общении друг с другом, что является преградой в развитии межличностных отношений.
Рис. 3. Данные наблюдения по взаимодействию детей в группе до проведения коррекционно-развивающей программы
дошкольный игра межличностный театрализованный
Содержание и понятие
воспитания
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явл ...
Специфика социально-педагогического управления в образовательном учреждении
Социальное управление в системе образования имеет ряд особенностей. Он осуществляется в сфере педагогического «производства» и носит педагогический характер, являясь социально-педагогическим управлением. Отвечая за состояние своего «участка» социального пространства в образовательном учреждении, со ...
Экономические основы специального образования
Основные вехи в отечественной истории экономического развития специального образования: • указ князя Владимира (996) — Церковь должна осуществлять призрение убогих и неимущих, десятая часть казны передается для монастырей и богаделен; • в эпоху Петра Великого благотворительностью стали заниматься п ...