В основу модульно – редуктивной технологии обучения заложен ряд приемов педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учеников
1. Техника активно-продуктивного чтения.
2. Техника сжатия информации.
3. Техника обратной связи.
4. Технология рейтинга.
5. Технология целеполагания.
6. Проектная технология.
7. Техника интерактивного обучения.
Традиционное понимание модульного обучения как блоковой (модульной) подачи материала выглядит следующим образом:
лекция - урок изучения нового материала,
семинар, исследование, лабораторная работа – уроки совершенствования знаний, умений и навыков,
коллоквиум, зачет – контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений.
В редуктивной технологии идет ориентир на многомерную модель работы с учебной информацией на всех этапах ее усвоения и трансформации. Однако сохраняют свое значение важнейшие компоненты модульного обучения, такие как алгоритмический подход в обучении, определённым образом оформленные дидактические материалы, рейтинговая система оценивания, таксономия учебных целей и задач. Основным дидактическим материалом в режиме модульно - редуктивного обучения являются индивидуальные матрицы. Они выдаются каждому ученику и состоят из алгоритма учебных задач, направленных на самостоятельное творческое усвоение учебного материала, создание целого ряда продуктов ученической учебной деятельности.
Тем не менее, можно утверждать, что используя алгоритмический подход, присущий модульной и модульно-блочной технологиям, редуктивная составляющая наполняет урок совершенно другим содержанием. В первую очередь, провоцируя учащихся на критическое отношение к предлагаемой им порции информации.
В этой парадигме учебный материал является средством совершения учениками ряда мыслительных, творческих операций. Ученик словно поднимается над учебным материалом, «примеряет» его под себя. Он не просто последовательно выполняет учебные задачи, но и сам их создает: формулирует вопросы, составляет тесты, кроссворды, резюме и т. п. [1, c. 45].
Рассмотрим некоторые приемы модульно – редуктивного обучения истории, которые можно применить на практике.
Всем учителям знаком такой вид самостоятельной учебной деятельности, как работа с учебником и дополнительной литературой. Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней, что позволяет добиться высокой продуктивности.
Главное преимущество этой техники – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результат такой работы – ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных самостоятельно схем и конструкций. Кроме того современные подростки зачастую с трудом могут выразить свои мысли. В процессе реализации приемов техники активно продуктивного чтения они овладевают не только иными способами и средствами выражения мысли, но и приобщаются к культуре в самом широком ее представлении, учатся формулировать свою собственную оценку событий, корректно ее выражать. Это помогает им увидеть и понять окружающий мир в его разнообразии, глубже осознать себя как представителя социокультурной общности, развить свое человеческое сознание.
Технологические приемы в технике активно - продуктивного чтения: [1, c. 55]
Физиологические основы развития мелкой моторики рук
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психичес ...
Методы работы с неуспеваемостью учащихся младшего школьного
возраста
На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно п ...
Диагностика неуспеваемости в учебном процессе начальной школы
Основное место в деятельности учителя, особенно классного руководителя, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классны ...