Причем, если в процессе управления по результатам контроля и анализа полученной информации будут подготовлены, утверждены руководством, и внедрены в производство мероприятия, необходимые для повышения эффективности деятельности, - следующий цикл управления повторится уже на более высоком уровне. В этом случае оперативное управление образовательным учреждением будет проходить по восходящей спирали с повышением эффективности деятельности после каждого успешного цикла управления. Если затем обобщить мероприятия, необходимые для повышения эффективности образовательной деятельности в основные факторы эффективности и наглядно представить их вместе с восходящей спиралью в виде модели, можно получить модель эффективного управления образовательным учреждением. На наш взгляд такую модель можно рассматривать как концепцию эффективной деятельности учреждения [21].
Модель эффективности предприятия
Как уже отмечалось, обобщенными факторами, представляющими основу эффективности учреждения, являются материальная база и квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе.
Тогда «Модель эффективности предприятия» приобретает следующий вид:
Рис. 3.
Модель эффективности предприятия.
Смысл представленной модели заключается в следующем: материальная база учреждения и персонал определяют основные условия деятельности и служат «базой эффективности». Если учреждение имеет хорошую материальную базу и квалифицированный персонал, заинтересованный в результатах своего труда, это означает, что имеется благоприятная основа (база) для эффективной деятельности. Наличие такой базы положительно влияет на процесс управления. Условно это изображено на модели в виде «вектора эффективности», который превращает плоскую петлю оперативного управления (рис.3) в восходящую спираль с повышением эффективности производства после каждого цикла управления. Естественно, что сам процесс оперативного управления учреждением должен представлять собой непрерывную последовательность логически связанных функций: контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий.
Если же в учреждении нет необходимой материальной базы или работники не заинтересованы в высоких результатах своего труда, это означает, что нет той основы, которая требуется для обеспечения эффективной работы учреждения. На модели это будет означать, что вектор эффективности равен нулю и восходящая спираль превратится в плоскую петлю, т.е. управление учреждением будет проходить без повышения эффективности образования.
Подводя итог сказанному о структуре и принципах образовательного менеджмента, можно сделать следующие выводы:
1.Управление (руководство) учреждением включает в себя организацию работ (построение структуры и создание системы управления) и текущее управление, представляющее собой непрерывный процесс, состоящий из последовательности логически связанных управленческих функций.
2.Хорошая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкое управление учреждением представляют собой три тесно связанных между собой фактора, которые необходимы для успешной деятельности учреждения. Основой эффективной деятельности учреждения является его материальная база и персонал, а ключевым фактором — мотивация персонала.
3.Первый принцип эффективности управления состоит в том, чтобы оно было направлено на создание современной материальной базы и на формирование квалифицированного и заинтересованного персонала, причем в первую очередь оно должно быть направлено на мотивацию персонала.
Подходы к поликультурному образованию
Концепции Авторы Цель поликультурного образования Ведущие идеи Аккультурационный подход 1. Много-этническое образование Боос-Нюнниг, Зандфукс Создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп; изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих ...
Использование элементов модульно-редуктивной технологии на уроках
Педагогическому поиску технологии, способствующей развитию творческого потенциала ученика с целью превращения его в самостоятельно мыслящего, деятельного субъекта учебно-воспитательного процесса автор посвятил три года. 2008/2009 учебный год автор посвятил выбору темы и изучению библиографических и ...
Особенности развития коммуникативной деятельности у
детей с ОНР
Проблема изучения развития диалогической речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и ...