Важной формой обучения в вузе является самостоятельная работа, которую организует, направляет и оценивает преподаватель. Это, вполне понятно, так как без этого невозможно решить задачи ни специальной, ни общенаучной подготовки будущих специалистов.
Под самостоятельной работой иногда понимают не только организационную форму, в которой протекает учебный процесс, но и метод, и приём, и средство обучения. Самостоятельная работа является составной частью учебного процесса, научно-исследовательской работы и практики студентов в вузе и вне его[5].
В процессе самостоятельной работы студент сам организует свою познавательную деятельность. Активность её протекания полностью зависит от его личностных особенностей, от сформированности профессиональной направленности и уровня развития познавательного интереса.
Наиболее изучены исследователями особенности организации самостоятельной работы студентов в процессе слушания, записи, последующего изучения записанной информации в лекции. Студент самостоятельно может работать с литературой по курсу «Проективная геометрия» при подготовке к коллоквиуму, практической, самостоятельной, курсовой, дипломной работе, выполнении научной работы[20].
Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения курса проективной геометрии, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.
Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом – методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкреплённые самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей.
Самостоятельная работа способствует:
§ углублению и расширению знаний;
§ формированию интереса к познавательной деятельности;
§ овладению приёмами процесса познания;
§ развитию познавательных способностей.
На лекции преподаватель рекомендует студентам литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. Студентам можно порекомендовать следующую литературу по теме «Дифференциальная геометрия поверхностей»: Александров А.Д., Нецветаев Н.Ю. «Геометрия»; Атанасян Л.С., Базылев В.Т. «Геометрия»; Базылев В.Т., Дуничев К.И. «Геометрия», Глаголев Н. А. «Проективная геометрия», Житомирский О. К. «Проективная геометрия в задачах», Комиссарук «Проективная геометрия в задачах», Певзнер С. Л. «Проективная геометрия», Четверухин Н. Ф. «Проективная геометрия».
Также студентам предлагаются задачи и упражнения для самостоятельного решения.
В помощь студентам при самостоятельном изучении темы «Сложное отношение точек. Полный четырехвершинник», была разработан электронный учебник, с помощью которого студент может самостоятельно изучить лекционный материал, решить задачи вынесенные на практические занятия, рассмотреть построение полного четырехвершинника и изучить его свойства, а также самостоятельно оценить свои знания пройдя тест предложенный в электронном учебнике.
На первой лекции студентам на самостоятельное изучение предложено несколько доказательств. Каждый студент должен самостоятельно проработать лекции прочитанные лектором в аудиторное время. Задания вынесенные на домашнюю работу с первого и второго практического занятия, также являются самостоятельной работой студентов во вне аудиторное время. Для выполнения заданий вынесенных на самостоятельное изучение студенту необходимо воспользоваться библиотечными ресурсами, изучить необходимую литературу.
Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводит к снижению качества обучения.
Особо следует сказать о формах организации контроля за качеством усвоения материала студентами в вузах, оценке знаний, как стимулировании процесса обучения и профессиональной подготовки специалистов. Традиционно сложились несколько видов контроля, которые мало изменяются с течением времени. Первый – устный: собеседование по курсу, тестирование, зачёт, экзамен; второй – письменный: контрольная, курсовая, дипломная работа.
Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют больших затрат времени для преподавателя. Экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Умелое сочетание разных видов контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.
Дидактические игры и упражнения по
разделу “Ориентировка в пространстве”
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространс ...
Основные направления работы над предложением на уроках
развития речи в школе для слабослышащих
Усвоение лексики и овладение выражением смысловых отношений протекают в процессе развития связной речи, прежде всего в составе предложений различных функциональных типов и конструкций. Что касается первой характеристики, то имеются в виду различия предложений по цели (функции) высказывания: побудит ...
Информационные технологии и их роль в
повышении профессиональной компетентности специалиста культуры
Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словам ...