Технические средства обучения (ТСО) - носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства.
Основные виды технических средств обучения:
материалы и устройства для программированного обучения
звуковые пособия: магнитофонные записи, грамзаписи, радио
учебное кино: кино-, видео-фильмы, фильмы-фрагменты, фильмы-кольцовки;
статические экранные пособия: диафильмы, слайды, кодопозитивы и т.п.
контролирующие и информационные устройства с соответствующими базами данных
тренажеры и тренажерные устройства с необходимыми учебно-методическими материалами
Учебное телевидение, видеомагнитофонные записи персональные учебные компьютеры с соответствующим программным обеспечением.
Учебные задачи, решаемые с помощью технических средств обучения.
Сообщение учащимся более полной и точной учебной информации, что способствует повышению качества обучения.
Повышение наглядности, доступности, темпа сообщения учебного материала.
Повышение интереса учащихся к учению, удовлетворение их запросов и любознательности.
Снижение утомляемости учащихся на уроке.
Освобождение преподавателя от чисто технической работы и возможность использования сэкономленного времени для творческой деятельности.
Увеличение доли времени самостоятельной работы учащихся.
Облегчение труда преподавателя и учащихся.
Условия эффективности применения технических средств обучения
ТСО должны использоваться в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами обучения.
ТСО должны применяться в ходе урока в учебном кабинете по соответствующему предмету.
Преподаватель должен в совершенстве знать дидактические возможности намеченного к использованию технического средства, уметь его применить.
Необходимо соблюдать оптимальные частоту и длительность применения ТСО: учебное кино - не более 3-4 раз в неделю; фильмы-фрагменты - 4 .6 мин в течение урока; диафильмы, слайды - 12 - 15 кадров за один раз.
Вопросы методики применения технических средств обучения
Применение ТСО существенно влияет на содержание и организацию познавательной деятельности учащихся и руководство ею. Слово преподавателя, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть основным источником информации, его во многом заменяют база данных и база знаний, заложенные в программно-педагогические средства учебных компьютеров. Уменьшается удельный вес устного опроса на уроке - его в значительной степени заменяет работа учащихся с применением контролирующих машин, экзаменаторов и др. Однако все это ни в коей мере не снижает роль преподавателя в руководстве учебным процессом, В процессе обучения не только усваиваются знания и умения учащимися, но и осуществляется сложное воздействие личности преподавателя на них, в результате чего формируются их мировоззрение, нормы поведения, происходит становление характера. Поэтому ведущей фигурой сложного и многогранного педагогического процесса был, есть и будет педагог.
Стадия подготовки к занятиям. Определение учебно-воспитательных задач, решаемых с помощью ТСО.
Детальное изучение содержания и способов использования технических средств, намеченных к применению.
Определение места каждого намеченного к применению технического средства на уроке.
Определение способов применение каждого намеченного ТСО.
Техническая подготовка к использованию ТСО на уроке: установка аппаратуры и проверка ее в работе, регулирование рабочих параметров, зарядка носителей информации, проверка качества изображения, звука и т.п.
Стадия проведения занятий. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций или звукозаписи с использованием ТСО.
Опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания
школьников
В данной главе раскрывается опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Для этого, во-первых, анализируется образовательная ситуация. Во-вторых, характеризуется формирование межкультурной коммуникации. В-третьих, формулируются методические рекомендации ...
Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся
старшего школьного возраста к исследовательской деятельности
До недавнего времени главным результатом обучения и воспитания детей считались усвоенные ЗУН. Однако социально-экономические преобразования в обществе происходят очень быстро и непредсказуемо. Современным детям приходится жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их родители. П ...
Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое ...