1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое образование.
Языковые единицы соотносятся с языком или языковым стандартом.
Психолингвистические единицы могут быть соотнесены с речевой деятельностью.
Большинство отечественных психологов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в качестве речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия - она включает фазы:
• ориентировки;
• планирования (в форме "внутреннего программирования");
• реализации;
• контроля.
2. Язык — общественное явление, носитель общественного сознания, интегратор социального опыта, который осваивается человеком на протяжении всей жизни.
В социальном характере языка исследователи выделяют такие аспекты:
• социальная природа языковой способности;
• социальная обусловленность речевой деятельности.
Социальная природа языковой способности формируется в процессе усвоения системы языковых знаков, в которых зафиксирован исторический опыт людей.
Решающую роль играет межличностное общение, создающее предпосылки для этого усвоения.
По мнению А.А. Леонтьева, личность присваивает человеческие способности, опредмеченные в явлениях культуры, через систему языковых знаков. Происходит воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств человеческого вида, в том числе и такого, как умение пользоваться языком. Языковая способность формируется у ребенка в процессе его общения прежде всего со взрослым.
Л.С. Выготский, Р.Я. Гальперин подчерки па ют тождественность речевой и неречевой деятельности с точки зрения их социальной природы.
Социальная обусловленность речи предопределяется природой языковых знаков, в которых отражен социальный опыт. Ребенок в своем развитии усваивает этот опыт через постижение значения слова, представляющего собой отношение знака (т. е. слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо о г того, как он представлен в индивидуальном сознании.
3. Развитие детской речи — это сложное взаимодействие процесса общения ребенка (главным образом) и его предметной и познавательной деятельности.
Постепенно развивающаяся у ребенка языковая способность обеспечивает усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков (А.А. Леонтьев).
Периодизация становления и формирования детской речи соответствует следующим аспектам:
фонетическому;
грамматическому;
семантическому.
4. Развитие символической функции а онтогенезе (в концепции Л.С. Выготского) связано со становлением языковой способности и предпосылками развития мышления и речи. До определенного момента речь и мышление развираются независимо друг от друга. Ребенок открывает символическую функцию речи примерно в 2-летнем возрасте: слово становится единством звука и значения и содержит в себе все основные свойства, которые присущи речевому мышлению в целом. Патология речи - это "нарушение речевой деятельности, обусловленное информированностью или разладом психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т. е. как нарушение языковой способности" (А.А. Леонтьев).
Экономические основы специального образования
Основные вехи в отечественной истории экономического развития специального образования: • указ князя Владимира (996) — Церковь должна осуществлять призрение убогих и неимущих, десятая часть казны передается для монастырей и богаделен; • в эпоху Петра Великого благотворительностью стали заниматься п ...
Сущность и содержание профессиональной деформации личности
Профессиональная деятельность является основным видом деятельности взрослого человека, начиная с 17-20 лет. Известно, что труд положительно влияет на психику человека, но исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профе ...
Педагогические условия формирования элементарных математических
представлений у детей раннего возраста
Педагогические условия (дидактические средства)- орудия труда педагога и инструменты познавательной деятельности детей. Средства: - комплекты наглядно- дидактического материала для занятий; - оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; - методические пособия для воспитателя и конспекты; - ...