Говоря о биологических причинах, также следует упомянуть плохую экологию (постепенные экологические сдвиги и экологические катастрофы). В качестве последствий таких катастроф у детей могут возникнуть определенные проблемы в успешном психическом развитии. Балашова Е.Ю. приводит в пример Чернобыльскую катастрофу, которая произошла в середине 80-х годов. Из Москвы выехало несколько психологов, чтобы обследовать детей из области, попавших под воздействие радиации. Один из результатов, которые были обнаружены, оказался то, что некоторые зоны мозга запаздывают в своем формировании, что в дальнейшем может негативно сказаться в усвоении школьных навыков, письма, чтения, концентрации внимания и т.д. Другой пример: сравнение детей, проживающих в экологически чистых регионах с детьми, проживающих в экологически неблагополучных регионах (интенсивное промышленное производство). Выяснилось, что у таких детей проявляются трудности в формировании некоторых психических процессов и плохая установка серийной организации движений (способность выполнения движений, в котором один элемент следует за другим, в школьной практике, это техника письма).
В наши дни повышается процент левшей в популяции . Если раньше (10-20 лет назад) на класс, состоящий из 25ти человек, приходилось 1-2 левшей, то сейчас на ту же аудиторию их приходится 5-6. Это зачастую связано с тем, что с раннего возраста ребенка перестали переучивать. Левша – человек, у которого ведущую роль во многих психических процессах играет правое полушарие мозга, которое отвечает за процессы адаптации, в частности адаптации к стрессам. Если представить себе, как будущая мама постоянно, в силу особенностей нашей жизни, испытывает различные стрессы, ее организм вырабатывает гормоны стресса, а ребенок составляет с ее организмом единое целое, то не исключено, что многие из современных левшей они таковыми становятся еще внутриутробного развития. За счет волнения матери, правое полушарие мозга ребенка интенсивно начинает функционировать. И уже заведомо оно формируется как ведущее. В этой гипотезе есть логика, и возможно, этим и объясняется высокий процент левшей в популяции.
Основные средовые причины:
· Педагогическая запущенность;
· Гипероперка;
· Бедность предметной среды, окружающей ребенка;
· Недостаточное упражнение психических функций на этапе дошкольного развития;
· Незнание и непонимание индивидуальных особенностей структуры и динамики психического развития ребенка;
Считалось, что педагогически запущенные дети – это те дети, которые, не получают должного внимания педагогов и родителей. Сейчас такое традиционное понимание педагогической запущенности оно сохранилось, но вместе с тем добавились новые нюансы. Часто, например, внимание педагогов и родителей, адресованное ребенку, у которого трудности в обучении, вполне достаточно. С ребенком интенсивно занимаются, устраивают дополнительные занятия. Тем не менее, часто это не дает результата, а иногда и усугубляет проблему. Это происходит из-за того, что педагог не учитывает индивидуальных особенностей школьника. Допустим и родители, и учителя мало себе представляют трудности ребенка-левши. В детском возрасте психологи видят, что у левшей достаточно плохо упрочиваются разные навыки, более того, навыки при не упражнении могут просто умирать. Ребенку-левше надо периодически повторять, возобновлять в памяти, проверять, не угасает ли этот навык. Еще один известный факт, что у них в силу особенностей организации мозга с большим трудом, достаточно медленно в ряде случаев складываются пространственные представления. То есть, как завязать шнурок ботинка, как писать буквы (зеркальное написание). Все эти операции нуждаются в упражнении. Вообще, существует такое представление, что леворукие дети живут в некомфортном для них мире: все приспособления, предметы, которые нас окружают, созданы для правшей. В силу того, что левша живет в не очень комфортном для него мире, мы должны учитывать эмоциональную хрупкость таких детей, склонность к невротизации, аффективным реакциям.
Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками
Ранее мы отмечали, что портретная зарисовка о личности учителя до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Поэтому один из первых вопросов, который возник в ходе нашей работы, состоял в том, чтобы определить, каковы особенности восприятия личности учителя младшими школьник ...
Творческие задания как способ мотивации к изучению
английского языка
Я проходила педагогическую практику в ГУ «Физико-математическом лицее» во 2 «а» классе. На начальном этапе внедрения творческих заданий мы провели анкетирование. Этот результат зафиксировали в таблице. В течении практики мы использовали творческие задания, в конце практики мы провели точно такое же ...
Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточног ...