Отмечается ограниченность словаря действий и признаков. Грамматический строй речи не сформирован. Наблюдались смешение падежных форм, пропуск предлогов.
Звукопроизношение значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих.
Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети сокращали количество слогов. Наблюдалась перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении гласных.
Дети в основном не проявляли активности и инициативности при общении. Отсутствовал интерес к заданию, речь интонационно невыразительна.
Уровень ниже низкого показало 3 ребенка (30%). Эти дети с ЗРР отсутствие фразовой речи. Дети пользовались жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами.
Понимание речи носило ситуативный характер. Отмечалось отсутствие понимания значений грамматических изменений слов, значений предлогов. Словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.
Резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков.
Слоговая структура слова грубо нарушена, сокращение слогов от 2-3 до 1-2. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Дети произносили только гласные и звуки раннего онтогенеза, фонематический слух грубо не нарушен, задания по звуковому анализу ребенку не понятны.
У детей проявляется отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.
Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Уровень развития речи у детей четвертого года жизни с ЗРР и нормой речи
Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития явно отстает от развития речи детей с нормальным речевым развитием. Констатирующий этап исследования показал, что детей с ЗРР необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы речь ребенка четвертого года жизни.
Так как мы предполагаем, что использование в работе по развитию речи с детьми четвертого года жизни малых фольклорных форм повышает эффективность коррекции ЗРР, то прежде чем провести формирующий этап исследования нами была проведена беседа с родителями и воспитателями исследуемой группы. Нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей и два педагога. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми младшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме «Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, родители называли лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».
Изучение календарных планов воспитателей и беседа с ними показали, что они стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки; на занятиях различного цикла – загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей – пальчиковые игры, игры – забавы. Но также считают, что колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в раннем возрасте, а в работе со младшими дошкольниками это уже ни к чему. Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки.
Особенности подготовительной работы над написанием изложений
В начальных классах национальной школы изложение проводится по изученному и усвоенному, прочитанному в классе небольшому тексту. Как обучающее можно проводить изложение с открытым текстом. Письменному изложению должна предшествовать большая подготовительная работа. Материал для изложения должен быт ...
Социокультурные основы специального образования
Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX - начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностя ...
Информационная функция
Согласно А.Бирнбауму количество информации, обеспеченное j-м заданием теста в данной точке θi - это величина, обратно пропорциональная стандартной ошибке измерения данного значения θi с помощью j-го задания. Для описания информации, соответствующей заданию вводится информационная функция ...