Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.
Исходя из результатов констатирующего этапа исследования нами был проведен формирующий этап.
Формирование речи - не простое количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и при общении со взрослым. В период раннего и младшего дошкольного возраста ребенок учится строить первые предложения, обобщения, начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками. Любые задержка или нарушение в развития речи отражаются на поведении, а также деятельности ребенка. Поэтому для предупреждения вторичных отклонений и максимальной реализации возрастного потенциала таким детям необходима специальная помощь.
Фольклор – прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Разенковой Ю.А., Баенской Н.Н. доказано, что дети в семьях, которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста использовалась фольклорная педагогика (звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше процент речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление.
Опираясь на работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, С.С. Бухвостовой А.П. Усовой, О. Ушаковой, нами был разработана опытно-экспериментальная программа работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
Цели формирующего этапа:
- Стимулировать эмоциональное, речевое и полисенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
- Формировать правильную и красивую речь у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.
- Обогащать и расширять словарь детей, используя разные фольклорные жанры.
Задачи:
1. Формировать:
- невербальные формы коммуникации (умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть ему в глаза, выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, простейшие поручения и просьбы);
- потребность в речевом высказывании для общения со взрослыми и сверстниками;
- представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;
- умения высказывать свои потребности во фразовой речи.
2. Учить:
- обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении);
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания;
- использовать в речи простые по слоговому составу слова;
- называть знакомые свойства и качества предметов;
- использовать в активной речи фразы из двух-трех слов.
3. Разучивать потешки, стихи, поговорки, считалочки (при невозможности полного речевого высказывания пользоваться способом договаривания).
4. Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
На занятиях происходило формирование речевых навыков детей. Систематизировался и обобщался речевой материал, приобретенный детьми в других видах деятельности, расширялся и уточнялся словарь, развивалась и активизировалась связная речь. Кроме того, осуществлялась подготовка к коррекции звукопроизношения.
При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно подключали малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.
Методика проведения обобщающих уроков
Обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На таком уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть предста ...
Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у ...
Обучение монологической речи
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. [1, с. 143] Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является формир ...