На развитие творческих способностей индивида значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность. Во-первых, она усиливает творческую мотивацию индивида [26]. Во-вторых, выявляется более высокая эффективность решения задач, требующих неординарного подхода, в условиях групповой деятельности [19]. Объясняется это тем, что возникают прямой (соответствующий сознательно поставленной цели) продукт и побочный (неосознаваемый). Первый из них может не привести к положительному результату, а второй — содержать "рациональное зерно". Член группы, активно заинтересованный в решении задачи и занимающий положение наблюдателя, часто оказывается в более благоприятных условиях для использования побочного продукта, который порождён его партнёром. Благодаря общению осуществляется перевод побочного продукта из неосознаваемого в осознаваемый план. По-видимому, с этим связано то, что 80 % информации, на которой базируется научное творчество, учёный получает по неофициальным каналам различного типа (беседы, семинары, дискуссии и т.п.) [16]. В-третьих, эксперименты [14] показывают, что для стимулирования творческой деятельности наилучшие результаты даёт чередование периодов индивидуального и группового мышления. Примером эффективного метода организации последнего является "мозговой штурм". Светильник светодиодный потолочный промышленный agiro.ru.
А.В. Хуторской в основу Дидактической эвристики положил семь принципов, первые из которых утверждают, что «образование каждого ученика происходит на основе и с учётом его личных целей в каждой образовательной области», и «ученик имеет право на осознанный (и согласованный с педагогом) выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов».
Школьное воспитание должно быть пронизано возможностью выбора, ведущего к реализации мотива достижения. Покажем, как это может осуществляться на уроках физики.
С учётом присутствия в классе учащихся с различными ведущими способами восприятия информации (словесно-логический, эйдетический, кинестетический и синестетический) изучаемый материал подаётся циклично. Например, сначала идут гипотетические высказывания о его содержании, объяснение учителя или "мозговой штурм", затем тезисная запись в тетрадь и/или чтение материала по учебнику, составление плана пересказа, схематизация, построение синестетических образов и т.п. Наличие и последовательность тех или иных этапов цикла может кардинально меняться и включает в себя как классную, так и домашнюю работу.
Школьникам предоставляется широкий спектр способов самоутверждения в учебной деятельности: ответ у доски, наговаривание на магнитофон, зачёт, составление кроссворда, сочинение стихотворения, фантастического рассказа по изучаемой теме, ответ учителю один на один, который разрешается отсрочить для получения более высокой отметки. Как правило, отвечать приглашаются только желающие.
Особое место отводится обобщающим урокам, которые проводятся в конце изучения каждого раздела курса физики. Учащимся предлагается по оглавлению раздела в учебнике проследить последовательность появления новых понятий (величин, законов, формул). Затем составляется таблица, в которой выделяются название величины, ее обозначение, единица измерения, закон или формула, по которым она определяется. Подобные уроки, с одной стороны, служат способом обобщающего повторения, с другой — помогают детям ориентироваться в необходимых справочных данных для решения задач.
Проводятся обобщающие уроки и другого рода. Так, при изучении раздела ''Изменение агрегатных состояний вещества" учащиеся VIII класса хорошо усваивают сущность тепловых явлений, их молекулярно-кинетическое истолкование, формулы при восприятии отдельного процесса (нагревание, плавление, отвердевание, кипение, конденсация). Когда же они сталкиваются с задачами, в которых рассматриваются два и более процессов, например нагревание и плавление или конденсация и охлаждение, то испытывают затруднения с разложением явления на отдельные составляющие в их логической последовательности, подсчётом количества теплоты, составлением уравнения теплового баланса процессов, связанных с выделением энергии одним телом и поглощением — другим.
Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках
английского языка
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучени ...
Особенности работы по развитию разговорной речи на уроках развития речи в
первом классе
Теперь мы рассмотрим, как проводятся уроки развития речи в первом классе (г. Рязань). В данном случае мы будем наблюдать фрагменты уроков работы пор закрытой картинке. Развитие речи (фрагмент урока). 1-Б класс, 4-я четверть, май. 1 Урок. Работа по закрытой картинке. «Летние забавы детей» (3 часа). ...
Методика организации и проведения творческих соревнований на уроках информатики
В данном параграфе будут рассмотрена методика организации и проведения творческих соревнований на уроках информатики, приведен урок-соревнование, который можно провести в 9 классе средней школы. Одной из эффективных форм повышения качества обучения служат внеклассные мероприятия. Способствуя более ...