Здесь имеет место недостаток конкретизации в мышлении. Учащиеся, хорошо усвоив закономерности каждого процесса в отдельности, остаются на уровне абстракции, т.е. "бедного", одностороннего знания. Надо возвысить их до конкретного, сущностного знания, совершить, говоря языком философии, восхождение от абстрактного к конкретному, Вот почему после изучения, процессов изменения агрегатных состояний вещества следует провести урок на тему "Обобщающее повторение раздела "Изменение агрегатных состояний вещества". Во время урока необходимо
* актуализировать знания учащихся о каждом процессе и формулах, которые их описывают;
* создать обобщённую опорную схему, включающую все процессы, их графическое представление и количественные соотношения;
* показать способ использования этой схемы для практического решения задач.
Последовательное решение указанных задач отражает этапы урока. На этапе повторения учащиеся с помощью фронтального опроса погружаются в решаемую проблему. На познавательном этапе при корректирующей роли учителя один или несколько школьников вычерчивают на доске (остальные в тетрадях) график изменения агрегатных состояний вещества (причём абстрактного) от твердого состояния до газообразного с указанием названия процессов и формул, их описывающих, и обратный, На этапе закрепления требуется выделить на графике температурные точки, соответствующие условию задачи, определить тепловые процессы и анализом через синтез составить количественные соотношения.
Домашнее задание заключается в следующем: переложить содержание графика на цветной рисунок, в котором изобразить вещество в сосуде при последовательном нагревании и охлаждении с указанием процессов и формул. У учащихся актуализируется и характер расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества.
Таким образом, эффективность урока обеспечивается включением детей в восприятие и запоминание материала словесно-логическим, звуковым, зрительным, двигательным способами, а при решении задач (закреплении) они испытывают удовлетворение от успеха, который достигается с помощью указанной схемы, т.е. максимально используются психологические механизмы восприятия и запоминания учебного содержания, что способствует глубоком осознанию изучаемого материала.
Актуализации и развитию творческого потенциала школьников способствует создание психологически комфортных условий. Для этого целесообразно использовать приёмы прямого психотерапевтического воздействия. В начале урока полезно послушать вдохновляющую классическую музыку, например "Престо" Вивальди или марш из оперы Верди "Аида". Иногда учащиеся приходят на урок в возбужденном состоянии (после занятий физкультурой, напряженной контрольной работы и т.д.). Тогда требуется умиротворяющая музыкальная вставка, например "Анданте" Баха или "Адажио" Моцарта.
Чтобы сосредоточить внимание детей, можно использовать упражнения-игры "Часы" и "Калькулятор". Каждому учащемуся присваивается число, соответствующее показаниям часовой или минутной стрелки, и называется время. Ученик должен вовремя среагировать и сказать: "Бом". В другой игре, кроме чисел, присваиваются знаки арифметических действий и задаётся пример, содержащий два и более действий. Ученик, играющий определённую роль («числа или действия»), должен встать и хлопнуть в ладоши. Здесь необходимо не только следить за своевременным вступлением в свою роль, но и производить в уме арифметические расчёты и контролировать действия одноклассников. Эти упражнения-игры снимают напряжение от собственно учебных занятий и настраивают внимание.
Эффективность предлагаемой технологии проверялась на задании, содержащем семь задач, расположенных по возрастанию степени сложности и оцениваемых разным количеством очков: № 1 — I очко (задача носила разминочный характер и её рекомендовалось решать первой); № 2, 3 — по 3; № 4, 5 — по 4; № 6 — 6; №7 — 5 очков. Отметки выставлялись в классный журнал только при согласии испытуемых по следующим критериям: 7 очков — "удовлетворительно", 9 — "хорошо", 11 очков − "отлично". Причём подчёркивалось, что можно получить и две отличные отметки, набрав 22 очка.
Функции языка
Главные функции: Коммуникативная - орудие общения, обмена мыслями. Мыслеформирующая - как говорит Выготский Л.С. - мысль не просто выражается в слове но и совершается в слове. Познавательная Кроме этого можно выделить другие частные функции языка: - сохраняющая опыт поколений и передающая его следу ...
Анализ экспериментальной работы выявления эффективности
социально-педагогического управления в деятельности социального педагога в школе
Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся вопросов управления в сфере образования. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям населения в различных учреждениях, в том числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широк ...
Рекомендуемые виды учебной деятельности
Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду. После этого учеников можно вывести на улицу для наб ...